Семья - одна из самых значимых ценностей человеческого общества и государства. Институт семьи проецирует и позитивные, и негативные изменения, происходящие в обществе. Государство заинтересовано в позитивном развитии, сохранении и упрочении семейных устоев.
Любая форма проявления насилия неприемлима для общества. Высока латентность бытовых преступлений, которые совершаются, как правило, при проявлении насильственных действий. Домашнее насилие происходит за закрытой дверью, но является проблемой всего общества.
В семье наиболее частыми жертвами становятся женщины и дети. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию в семье. Дети являются категорией наиболее незащищенной от такого рода действий, могут быть как невольными свидетелями, так и непосредственными жертвами насилия.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, на уполномоченные государственные органы, иные организации, возложена функция защиты прав детей, находящихся в таких семьях. Обязанность защиты прав детей сиротских категорий и находящихся в социально опасном положении осуществляется через своевременное выявление фактов нахождения детей в социально опасном положении либо в состоянии нуждаемости в государственной защите. Одним из показателей социально опасного положения является установление фактов жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
Прокуратурой Оршанского района при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о применении насилия к ребенку, жестокого обращения с ним со стороны родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, проживающими совместно (коими могут являться отчимы, сожители, родственники), и при отсутствии соответствующих заявлений законных представителей, принимаются меры к организации проверок и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законом, в зависимости от установленных обстоятельств.
Одной из гарантий привлечения агрессора к ответственности и не дает ему уйти от наказания является то, что в данном случае административный процесс, который начат прокурором либо по его письменному требованию должностным лицом органа внутренних дел, при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо его законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
При достаточно высокой латентности такого рода действий цифры статистики неутешительны. В 2021 и 2022 году по требованию прокурора Оршанского района было привлечено к административной ответственности по ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь 4 родителей, в истекшем периоде 2023 года – уже 9. Примеры ужасают своей обыденностью и очевидностью.
В июне 2023 года на один из общественных пунктов охраны правопорядка во время проведения заседания, на котором присутствовал сотрудник прокуратуры, пришла мать с девятимесячным ребенком на руках. У ребенка визуально были видны синяки и кровоподтеки на лице, покраснение и припухлость в области глаз. В ходе беседы с матерью было установлено, что накануне отец ребенка, находясь в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства, нанес удары руками в область лица малолетней дочери, которая в момент нанесения ударов находилась на руках бабушки. У бабушки, которая пришла на заседание совета, также были на лице кровоподтеки. Оказалось, что так она защищала внучку от своего распоясавшегося сына.
Длительное время дети находились в крайне сложной ситуации в связи с поведением отца и матери, существовала реальная угроза их жизни и здоровью. Налицо имелись основания для незамедлительного вмешательства и принятия экстренных мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Согласно ст. 85 КоБС Республики Беларусь в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. Однако малолетние дети своевременно из этой семьи отобраны не были, что явилось одним из условий совершения отцом противоправных действий в отношении дочери.
По предписанию прокурора дети были незамедлительно изъяты из семьи и помещены в учреждение здравоохранения «Витебский областной специализированный Дом ребенка». В суд Оршанского района и г. Орши предъявлено исковое заявление о лишении родительских прав обоих родителей. По поручению прокурора была проведена проверка Оршанским РУВД, по результатам которой отец был привлечен судом к административной ответственности в виде 10 суток ареста.
Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания влекут административную ответственность по ч. 2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественных работ, или административного ареста.
Безнаказанность ведет к ухудшению ситуации, повторности совершения противоправных действий, последствиями которых может быть привлечение не только к административной, а и к уголовной ответственности.
Старший помощник прокурора Оршанского района
младший советник юстиции В.В. Корсак