На базе ресурсного центра Отдела образования прошел семинар "Информационные технологии в образовании: аспекты сертификации педагогических кадров"
За 4 месяца текущего года на базе ресурсного центра информационных технологий отдела образования Оршанского горисполкома к сдаче сертификационных тестов прошли подготовку более 50 работников отрасли. А 9-10 июня на базе отдела прошел семинар и пробное тестирование, в ходе которого администрация и учителя школ города, заведующие и воспитатели дошкольных учреждений познакомились с теми вопросами, которые могут быть на экзамене. Общая база теста насчитывает около 1,5 тысяч вопросов.Реализация программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» предполагает разработку и внедрение в общеобразовательных учреждениях электронных средств обучения, размещение в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, в первую очередь – методических интернет-сайтов для поддержки преподавания учебных предметов, введение в эксплуатацию отраслевых автоматизированных систем, модернизацию существующей телекоммуникационной инфраструктуры, оптимизацию системы подготовки и повышения квалификации специалистов образования в области информационно-коммуникационных технологий и т. д.
Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности ведет к повышению требований к уровню пользовательской компьютерной компетентности специалистов образования. В настоящее время недостаточный уровень компьютерной квалификации педагогов становится одним из основных сдерживающих факторов на пути развития информатизации образования.
Недостаточная компетентность педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий имеет целый ряд причин. Одним из ключевых факторов является отсутствие явно сформулированных требований к квалификации педагога в области ИКТ, подкрепленных соответствующей нормативной базой, регламентирующей рост квалификации специалиста в данной области. Кроме того, необходим эффективный инструмент, который бы позволил определить уровень компетентности педагогов в области ИКТ.
В качестве подобного инструмента во многих странах используют процедуру сертификации пользователей различных компьютерных приложений. Наличие сертификата может являться обязательным условием на определенных этапах профессиональной карьеры, быть дополнительным плюсом при оценке профессиональной компетентности специалиста.
Сертификационный экзамен имеет двухкомпонентную структуру. Его первая часть представляет собой прохождение компьютерного теста, позволяющего выявить степень владения знаниями по основным технологиям обработки информации (в соответствии со стандартами). Вторая часть сертификационного экзамена – выполнение комплексного профессионально-ориентированного задания, демонстрирующего способность специалиста гибко применять различные компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Каждый сертификационный тест состоит из 30 заданий, выбираемых по специальной схеме из вопросной базы в зависимости от профессиональной категории аттестуемого (случайным образом выбирается определенное количество вопросов заданного уровня сложности). При этом тест в категории «Информационные технологии в образовании» заведомо является более сложным.
Полностью правильный ответ на отдельный вопрос оценивается в один балл. Тест считается успешно пройденным в случае правильного выполнения не менее 70% тестовых заданий, что соответствует оценке 7 по десятибалльной шкале (при общей сумме баллов от 21 и выше). Время выполнения теста не превышает 45 минут.
В течение 2009-2010 года программа сертификации проходит опытную апробацию в учебных заведениях последипломного педагогического образования. Тестированием работников образования занимаются Академия последипломного образования и все областные институты развития образования при методической и организационно-технической поддержке Академии последипломного образования. В соответствии с программой «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» тестирование должны пройти 7000 специалистов.
Результатом успешной апробации программы сертификации должно стать решение Министерства образования об изменении правил проведения квалификационного экзамена на высшую категорию для специалистов образования, с тем, чтобы специалист высшей категории обязательно являлся сертифицированным пользователем ИКТ.
Процедура сертификации выполняет не только контролирующую, но обучающую и развивающую функции. Процесс подготовки руководящих работников и специалистов образования к сдаче сертификационного экзамена непосредственно связан как с овладением ими определенным предметным содержанием, так и с деятельностью, направленной на непрерывное профессиональное развитие в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в образовании.