С апреля по май 2014 г. в объединениях Оршанского районного эколого-биологического центра проходила аттестация учащихся, заканчивающих программный курс обучения. Цель аттестации - определить, насколько результативно организовано обучение по предлагаемым программам по интересам эколого-биологического профиля для наших учащихся. Педагогу нужно было подобрать такие формы и методы, а также систему оценивания, которые могли бы выявить уровень подготовки каждого члена объединения, и всего детского объединения в целом. Так как образование сочетает в себе три взаимосвязанных составляющих: обучение, воспитание и развитие, то в ходе аттестации педагогу нужно было выяснить, какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся по изучению той или другой программы по интересам, их воспитательную ценность, какие навыки развиты благодаря тому, что ребенок прошел обучение в объединении.
Все педагогические работники центра были свободны в выборе форм аттестации. И, конечно же, выбирая её, педагог останавливался на той, которая была бы интересной и увлекательной для детей. Найти такую форму – очень непростая задача для любого руководителя. Но то, кто справился с этой задачей, может заслуженно гордиться своим профессиональным мастерством.
И так, какие формы аттестации выбрали наши педагоги. Объединение «Флористический дизайн», которым руководит один из самых опытных мастеров по флористике нашего центра, А.И. Головнева проводила аттестацию на занятии-выставке творческих работ учащихся. Ребята этого объединения хорошо знакомы с основами составления букетов и композиций из сухоцветов. А откуда берутся сухоцветы они знают не по наслышке, потому что выращиванием цветочно-декоративных растений они занимались под руководством своего педагога на учебном участке. Они могут рассказать, какой это непростой процесс от всходов до использования заготовленного растения в своей творческой работе. И не только искусству составления букетов уделяли внимание ребята этого объединения. Они продемонстрировали в своих работах знания основ флористики и составления композиций. И посмотреть было на что… Очень приятно что творчество юных флористов поддерживают и их родители, которые с удовольствием наблюдали за выходом юных моделей с флористическими аксессуарами. Учащиеся Анны Иосифовны изучают и комнатные растения. Знают о растениях, занесенных в красную книгу РБ. А весной у ребят забот прибавляется – ведь что спланируешь и посеешь, с тем и будешь работать в хмурые осенние и холодные зимние дни.
Совсем другое направление в эколого-биологической деятельности продемонстрировали учащиеся объединения «Юные зоологи» (руководитель Корнеева И.В.). Вместе с учащимися и мы, администрация, побывали в путешествии по материкам и странам. А называлось оно «Путешествие в мир животных».
Ребята уверенно выполняли все задания, и путешествие смогло состояться. А знать нужно было и типичных представителей животного мира определенной местности, и условия обитания, и решать экологические задачки. Объяснить, почему организовываются заповедники, национальные парки, заповедно-охотничьи угодья. Ребята объединения продемонстрировали умение составлять коллекцию типичных кормов для зимней подкормки пернатых. Не остаются они в стороне и когда пернатым нужна помощь: изготавливают и вывешивают кормушки, домики для птиц в пору гнездования, подкармливают во время зимней бескормицы.
Юные зоологи могут рассказать о всех представителях живого уголка нашего центра и составить рацион для их питания. Одной из задач объединения – пропаганда экологических знаний – ребята занимаются не только на занятиях в объединениях, но и в кругу своих сверстников.
«Медуничка», «Маргаритка», «Росинка», «Вальс цветов», «Цветочная симфония» - такие название имеют наши объединения. Когда произносишь их название, понимаешь, что они связаны с красотой, со вкусом, с творчеством, фантазией…
Ребята объединений получают знания о мировых тенденциях флористической моды. Они учатся заготавливать флористический растительный материал. Имеют представление о дизайне участка. Знают, какие растения уживаются друг с другом, а какие предпочитают находиться вдали друг от друга. Большое значение на занятиях объединений уделяется развитию положительных эмоций, способности наблюдать. Самые юные представители объединения «Медуничка» (руководитель Ильюшенко О.А.) учатся вести наблюдения за природными объектами, а уж о том, какие плодовые и ягодные культуры произрастают в Беларуси, и какие самые полезные, ароматные, да и просто вкусные плоды у нас выращиваются, у них можно спрашивать смело. Аттестация объединения проходила в форме игры-путешествия. На мини-выставке учащиеся с гордостью продемонстрировали изготовленные своими руками творческие работы по теме "Плоды и ягоды в жизни человека".
Когда попадаешь в мир объединения «Цветочная симфония», понимаешь, насколько талант и творчество, вкус педагога передается его учащимся. Здесь цветочные фантазии в разных видах декоративно-прикладного искусства как по материалу, так и по технике выполнения. Аттестация учащихся проходила в форме игры «Счастливый случай». Учащиеся продемонстрировали свои знания в агротехнике выращивания однолетних, многолетних цветочно-декоративных растений. Умение размножать растения, знание основных вредителей и болезни этой группы растений помогают сохранять и приумножать красивоцветущие, декоративные растения. Ребята хорошо владели приемами размножения, ухода за комнатными растениями. Среди большого разнообразия выращенных растений они по описанию характерных признаков безошибочно находили нужный объект. Кто такие «Любители природы»? Ребята этого объединения под руководством педагога дополнительного образования Шишковой О.Л. получают знания об окружающем мире, приобретают умения и навыки необходимые для ухода за животными и растениями. Это учащиеся, которые любят природу родного края, бережно и ответственно относятся к ней. Форму аттестации учащихся педагог выбрала «Устный журнал». В ходе ее проведения юные любители природы продемонстрировали знания о сезонных явлениях в природе, о животных и основных видах растений нашего края. Убедительно объясняли взаимосвязи между животными, растениями и факторами неживой природы. А какие способы размножения комнатных растений существуют, ребята не только назвали, но и продемонстрировали практически. Учащиеся вместе со своим педагогом организовали уютный уголок природы. К сожалению, кабинет для работы объединения небольшой, но как умело здесь разместились клетки с ухоженными животными и кашпо с комнатными растениями! Для учащихся создан уголок, где можно узнать о деятельности объединения, его достижениях. Особенность данного объединения в разноплановости деятельности: здесь ребята учатся ухаживать за домашними животными, умеют ухаживать за цветочно-декоративными растениями и создавать с их помощью не только красоту на участке при гимназии, но и овладевают различными видами декоративно-прикладного искусства с использование природного материала.
Учащиеся объединения «Декоративное цветоводство» приобретают знания и практические умения по цветам открытого грунта, комнатному цветоводству. Педагог Л.А. Кулешова формой аттестации своих учащихся выбрала «Путешествие с комнатными растениями». Двигаясь от станции к станции, ребята справлялись со всеми заданиями, которые нужно было выполнить. Это: и определение комнатных растений, и способы размножения, это и история происхождения, эколого-биологические особенности, значение растений в жизни человека, а также методика размещения растений в интерьере. На станции «Магазин цветов» юные цветоводы не только рассказывали о растениях, но и ухаживали за ними: поливали, опрыскивали, протирали пыль с нежных листочков.
На базе ГУО СШ № 5 работает объединение «Экомир детям». Учащиеся данного объединения в основном ребята 2-го и 3-го классов. В ходе конкурсной игры ребята определили степень усвоения ими полученных на занятиях в объединении знаний и умений. Руководитель объединения Г.В. Долгая подобрала так вопросы своим командам, что в течении игры ребята вспомнили все разделы программы «Экомир детям». Вспомнили поры года, сезонные изменения в природе, называли овощи и фрукты, определяя их пищевую ценность. Ребята умеют выращивать рассаду, знают как посадить дерево, как нужно ухаживать за комнатными растениями. И, конечно же, гордостью ребят считается уголок, где выставлены композиции из природного материала и другие работы учащихся, выполненные в разной технике.
Формированию экологической культуры, осознанного правильного отношения к природе, воспитанию экологической грамотности и ответственности за свои поступки в природе уделяется огромное внимание на занятиях объединения «Юный эколог» Занятия ведет молодой специалист Смотрицкая О.С. Качество полученных за год знаний было проверено в ходе «Экспедиции». В форме турнира прошла аттестация в объединении «Вальс цветов» (Рудник Т.А.). Какие источники загрязнения городской среды и почему? Каковы результаты воздействия человека на природную среду? Какие существуют способы очистки воды в быту? Как вести себя в природе? На все эти и другие вопросы находили ответы команды. Много ребята рассказывали о комнатных растениях, об агротехнике выращивания, болезнях и вредителях цветочно-декоративных растений. В завершении учащиеся показали выставку и рассказали о своих творческих работах.
«Смотр теоретических знаний и практических умений» - так охарактеризовала форму аттестации в объединении «Цветы и фантазия» его руководитель Калиновская Т.В. За два года обучения учащиеся объединения принимали активное участие в областных и республиканских мероприятиях, где были отмечены дипломами и грамотами. Первая часть аттестации проходила на учебном участке. Ребята должны были не только найти по описанию то или другое растение, но и рассказать о способах размножения, особенностях произрастания. Ребята решали и экологические задачи. А вот вторая часть проходила в кабинете работы объединения. Учащиеся письменно отвечали на вопросы. Правильность ответов на вопросы была проверена в ходе передачи листка с ответами своему товарищу. Во время чтения педагогом правильных ответов ребята искали ошибки. Общий балл – 9,5! Учащиеся объединения «Экопланета» занимаются в детской комнате по адресу Текстильщиков,33. Ведет занятия Филипьева Н.А. Аттестация работы объединения проходила в форме игры «Слабое звено».Особенность данной программы в том, что учащиеся в ходе ее прохождения должны хорошо ориентироваться в источниках загрязнения городской среды. Уметь проводить опыты по очистке воды в быту. Знать, каким образом можно сберечь природные богатства, не навредить природе отдыхая за городом. Огромное внимание на занятиях объединения уделяется профилактике вредных привычек и здоровому образу жизни.
Результатом работы объединения «Магия ароматов» стало участие группы учащихся в социальном проекте по благоустройству и уборке территории родника в районе Грязиловка. Ребята вместе со своим педагогом Ковалевич Е.Р. проводили практическую работу по уборке территории возле родника, а также высадили цветочно-декоративные растения. Огромное внимание учащиеся уделили определению тех характеристик родника, благодаря которым он считается чистым и пригодным для использования. Материалы проекта рекомендованы для участия в областном этапе республиканской акции ”Творим добро на всей земле“, посвященной Международному Дню Земли.
Объектом экологической заботы объединения «Экоросток» (Рук. Воробьева Т.О.) послужили родники, расположенные вдоль реки Крапивенка, а также возле деревень Крапивно, Савищино, Горная Крапивно, Бородулино Крапивенского сельсовета Оршанского района, которые используются населением. Учащиеся объединения оценивали качество воды в родниках, принимали участие в мероприятиях по их благоустройству и очистке. Вся деятельность описана в сборнике с с фотоматериалами. Сборник рекомендован для участия в областном этапе республиканской акции ”Творим добро на всей земле“ посвященной Международному Дню Земли.
Бровка Т.В.- заместитель директора ГУДО ЭБЦДиМ по учебно-воспитательной работе.