Природой в душу маленького человека заложена способность к поиску ответов на всё то, что происходит в окружающем мире. Повзрослев, дети стремятся экспериментировать, что-то вырастить своими руками, что-то испытать. Ведь умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Исследовать можно всё: родник, лес, речку, и даже помещение, где живёшь или в котором учишься. А итог изысканий - это написание учебно-исследовательской работы или даже небольшой научной работы. Написание такой работы - это огромный труд. Необходимо отдать много времени, чтобы научиться основам исследовательской деятельности: постановке целей, задач, поиску источников, их анализу, работе с исследовательским материалом, формулировке выводов, структурному оформлению работы. И, наконец, представить своё научное творение перед аудиторией. Такую аудиторию заинтересованных и увлеченных ребят собрал эколого-биологический центр детей и молодёжи на VII районной конференции учащихся «С наукой в будущее». Свои работы в этом году представили 11 старшеклассников от ГУО СШ №№ 3, 7,17,19,20, 21, гимназии №1, эколого-биологического центра.
Конечно, без помощи школьного учителя, родителей здесь не обойтись. Как говорил немецкий педагог- новатор А. Дистерверг "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". А истинные направления представленных молодёжных исследований довольно разнообразны. Это экология малых рек, птиц, зоология, физиология растений, ботаника и даже биохимия. Объектом исследования юных биологов Новикова Е., Сильченко В., Шилова А., стал всем известный дятел пёстрый. Под руководством учителя биологии Червяковой Е.С., тщательно изучались так называемые «кузницы» дятлов, которые птица использует для добычи и питания семенами сосны. Анализируя оставшиеся шишки, ребята сделали вывод, что после тщательной обработки много семян сосны остаётся несъеденными. Они распространяются другими животными и прорастают. Так что дятла можно назвать не только «санитаром леса», но и «сеятелем семян» хвойных деревьев. Объектом исследования Шимоволос Александра средней школы № 20 стали комнатные, дикорастущие растения, обладающие фитонцидными свойствами. Совместно с учителем биологии Лазаренко Н.А. было выяснено, что наиболее губительным для микроорганизмов является экстракт сока черемухи, тополя и сосны. Поэтому эти растения рекомендуется чаще использовать в озеленении города. А на базе уголка живой природы эколого-биологического центра юные исследователи изучали, как создать оптимальные условия для размножения такого ценного пушного зверька, как шиншиллы длиннохвостой. Пересада Алина –учащаяся объединения «Юные зоологи» под руководством Корнеевой И.В. в течение года изучали биологические особенности шиншиллы и, в соответствии с этим, подбирали оптимальный рацион питания, обустраивали клетки. И как результат - парочка шиншилл принесла приплод в количестве двух шиншилят. В средней школе № 3 уже несколько лет подряд ведётся экологический мониторинг рек Оршица и Адров. В этом году учащиеся 8 класса Воеводская Елизавета, Вайтехович Влада, Шпак Яна под руководством Хороща Ирины Леонидовны занимались изучением загрязненности и физических параметров вод этих рек. А природным «прибором», по которому определялась загрязненность, явилась ряска малая. Её неспроста называют «экологической дрозофилой» - на всякие загрязнители она чувствительно реагирует появлением различных пятен на своих листовых щитках. Сравнивая состояние ряски в реках, ребята заметили, что Оршица загрязнена в большей степени, чем Адров. Особенно ярко это проявляется в летнее время. Производили мониторинг и в средней школе № 21. Только здесь предметом изучения стало санитарно-бактериологическое состояние воздуха классных комнат. Чумаков В., Ильин Е. (руководитель Апечёнок А.В.), убедительно всем доказали, что количество микроорганизмов в воздухе классных помещений и коридоре школы увеличивается к концу учебного дня, но не превышает установленные нормативные показатели. И поэтому опасаться в школе за состояние своего здоровья не стоит. На высоком научном уровне была представлена работа о влиянии регуляторов роста на содержание фенольных соединений при прорастании лука. Её выполняла учащаяся 10-а класса Ивулина Виктория под руководством учителя биологии Скоморощенко О. В.. Работа выполнялась с использованием современных инструментальных и спектрофотометрических методов на оборудовании Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова. Было выявлено, что всем известные стимуляторы роста оксидат торфа и гетероауксин не особенно-то и эффективны для стимуляции прорастания луковиц. А вот экстракт куколок дубового шелкопряда можно с большим успехом применять для предпосевной подготовки семян, при вегетации луковичных растений. Интересную работу представили учащиеся 9 класса средней школы № 17 Жорова Яна (руководитель Нижевич О.Н.). На основании определения основных свойств почвы - её кислотности, содержания в ней свинца, ионов железа - определена пригодность почвы в районе школы для выращивания культурных растений. Выработаны практические рекомендации, которые сами же учащиеся и реализуют. А в средней школе № 19 учащиеся кружка «Юный эколог» под руководством Муравьёвой И.Н. сообщили о результатах коллективного исследования видового биоразнообразия культурных и дикорастущих травянистых растений, произрастающих в окружении школы. Ребята, пользуясь соответствующей литературой, научились определять растения, классифицировать их, делать гербарии, что также ценно для научного познания действительности.
Все авторы представленных работ были отмечены Дипломами 1,2,3 степени. Лучшие работы рекомендовано представить на областной конкурс научных биологических работ учащихся.
Методист ЭБЦДиМ Мезит С.В.