Подготовили
Педагог-психолог Дашко М В
педагог социальный Латушкина Т А
Т.о. в работе педагога-психолога в духовно-нравственном воспитании школьников используются следующие формы работы:
клуб "Общение"
спецкурс "Познаю себя и других" психологические игры и упражнения
коррекционно-развивающие занятия (групповые и индивидуальные)
- консультирование доверительная беседа
- стендовая информация психолого-педагогический консилиум
- выступления на организационно-методических мероприятиях школы, общешкольных и классных родительских собраниях
В консультационной работе используются следующие специфические методы:
эмпатическое слушание
метод психологического присоединения
метод проекции и интерпроекции
- метод перифраз и др.
Содержание образования сегодня ориентировано не только на обогащение ключевых компетенций, но и на воспитание личности школьника, которое понимается как процесс становления духовного образа "Я" ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания школьника, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром.
Психическое здоровье так же важно для нормальной жизнедеятельности человека, как и физическое здоровье. Душевное благополучие является основой хорошего качества жизни, поскольку душевное состояние определяет предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, способность адаптироваться к сложным условиям современной жизни и полноценно реализовывать себя в самых разных сферах: семейной, профессиональной, творческой, духовной.
С целью становление и развитие духовно-нравственного потенциала школьников психологической службой школы проводятся следующая работа:
1. Направления работы с учащимися:
- диагностическое (личностная диагностика, диагностика особенностей семейных взаимоотношений, изучение семейной тревоги, диагностика эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, социометрические исследования, профориентационная диагностика);
- коррекция и развитие (индивидуальная и групповая формы проведения: индивидуальная
- обучение приёмам саморегуляции, коррекция самооценки, решение проблем в межличностных взаимоотношениях, снижение межличностной тревожности, рпеодоление страхов и различных зависимостей и др. Выявленные проблемы; групповая
- упражнения, направленные на познание себя и окружающих в процессе взаимодействия, на развитие социальных качеств личности (по результатам социометрического исследования в 6-10-х кл.), спецкурс "Познаю себя и других" (10 кл.), психологический клуб "Общение" (5, 6 кл.);
- консультационная работа (индивидуальные консультации и беседы по актуальным проблемам);
- психопрофилактика и психопросвещение (стендовая информация (темы: "Как удалить эмоциональные шрамы", "Как научиться конструктивно разрешать конфликты", "Интернетзависимость"), выступления на классных часах по актуальным проблемам (по запросу), рейд «Подросток», «Семья» (совместная работа с социальным педагогом))
Диагностическое направление с различными категориями учащихся необходимо для выявления норм развития школьника с целью дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Коррекция и развитие, консультирование, психопрофилактика и психопросвещение направлены на сохранение психического здоровья учащихся.
2. Направления работы с педагогами:
- диагностическое (индивидуальная психодиагностика педагогов с целью выявления проблем различного характера (по запросу));
- консультационная работа (индивидуальные консультации и беседы по личным проблемам (по запросу); индивидуальные консультации по результатам социометрического исследования (для классных руководителей); индивидуальные консультации по различным проблемам с учащимися; психолого-педагогические консилиумы по проблемам с учащимися и с классами; консультационная помощь по самообразованию в духовно-нравственном направлении работы с учащимисяв, в организации и проведении классных часов по духовно-нравственному направлению (по запросу); консультирование по особенностям работы с семьёй);
- психопрофилактика и психопросвещение (выступления на организациооно-методических мероприятиях школы по вопросам духовно-нравственного воспитания школьников; предоставление материалов для психологического самообразования (по запросу)).
Диагностическое направление необходимо для выявления личных проблем педагогов с целью дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Ведь только гармоничная личность, способная решать собственные проблемы, может эффективно осуществлять духовно- нравственное воспитание школьника. Консультирование, психопрофилактика и психопросвещение направлены на сохранение психического здоровья педагогов, на повышение их профессиональной компетенции.
3. Направления работы с родителями:
- диагностическое (анкетирование родителей (по запросу администрации); индивидуальная психодиагностика родителей с целью выявления проблем различного характера (по запросу); психодиагностика родителей и заменяющих их лиц с целью дальнейшей консультационной работы и коррекции, профилактики ошибок воспитательных воздействий в семье (по запросу));
- консультационная работа (консультациооный пункт "Доверие" (индивидуальное консультирование по актуальным проблемам, тематические консультации: "Проблемы адаптации пятиклассников", "Особенности воспитания способных и одарённых детей", "Интернетзависимость", "Первая любовь подростка", "Профориентация"; обучение родителей различным психологическим играм и приёмам (по запросу));
- психопрофилактика и психопросвещение (выступления на общешкольных родительских собраниях (темы: «Внимание, подросток!» (5 кл.), «Ваш шершавый подросток» (9 кл.), «Поощрение и наказание» (6 кл.), «Половое воспитание в семье» (8 кл.)); выступления на классных собраниях (по запросу); предоставление материалов для психологического самообразования (по запросу); рейд «Подросток», «Семья» (совместная работа с социальным педагогом)). ,
Диагностическое направление необходимо для выявления личных проблем родителей, их ошибок воспитательных воздействий в семье с целью дальнейшей консультационой и коррекционной работы. Ведь только гармоничная семья может эффективно осуществлять духовно-нравственное воспитание ребёнка. Консультирование, психопрофилактика и психопросвещение направлены на увеличение воспитательного потенциала семьи через повышение психологической грамотности родителей по вопросам воспитания ребёнка, по вопросам семейных взаимоотношений.