image2s

Профориентация

Академия БГСХbgooritkzsa2

Институт пограничной

службы РБ

ips


Госэнергогазнадзор

2

uvdinfo

mcs

mchs

Prokuratura

Формы семейного устройства

formy2

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Подготовил
Учитель истории  Семёнова Е Г

«Дух школы, её цель должны быть обдуманы и
созданы нами сообразно истории нашего народа,
степени его развития, его характера, его религии»

К.Д.Ушинский

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Но технология бездуховности и нравственности может привести к крайне плачевным результатам: к потере человеческой сущности (отсутствию чувства любви, доброты, порядочности, сопереживания...).

Вопросы духовности и нравственности, казалось бы, в наше время отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных сокровищ». Но при этом все осознают, что без «сокровищ небесных» попытки навести порядок в политической и экономической сфере обречены на провал. Сложность ситуации в духовно- нравственной сфере жизни общества объясняется ещё и тем, что при значительном росте количества людей, объявляющих себя верующими, при расширении сети воскресных школ глубина и сила православного образа жизни, православных убеждений недостаточна. Священники отмечают, что количество крещеных растет, а храмы пустуют...

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания и обращаться в этих поисках к Православию. Оно является созидателем и хранителем лучших традиций белорусского народа, духовных ценностей белорусского общества, содержательно-смысловых основ белорусского воспитания. Без традиций Православия воспитание белорусов лишается своих корней. Воспитание школьников должно отражать неразрывную связь их судеб и всей многовековой истории нашего народа.

Несмотря на огромную роль Православия в жизни Беларуси сегодня, в жизни всех общественных и государственных институтов, Церковь отделена от государства, школа - от церкви. Как же в таких условиях педагогу проводить духовно-нравственное воспитание школьников, которое имеет целью « спасение души»? Ответ прост: необходимо проводить уроки духовности на основании того материала, который доступен учителю сообразно его предмету.

История Беларуси как неотъемлемая часть всемирной истории дает возможность проследить развитие взаимоотношений общества, государства и церкви на протяжении их совместного существования. На уроках истории можно рассуждать о взаимосвязи этики и политики, этики и деятельности церкви в разные периоды, о взглядах на православие различных исторических личностей, о их вкладе в просвещение и духовное обогащение белорусского народа. Цель исторического образования прописанная в Концепции учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси»: овладение учащимися систематизированных знаний о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нем Беларуси, приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры, воспитание социально активной личности, гражданина и патриота Отечества. Одна из задач: формирование качеств личности, которые необходимы для выполнения гражданских социальных функций, обусловленных системой ценностей белорусского общества.

Цель преподавателя истории поспособствовать тому, чтобы учащиеся задумались о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить в них чувство гражданской ответственности за судьбу Родины. Жизнь показывает, что невозможно создать православное общество современной Беларуси, не восприняв изначально основ православия. Взорванные церкви, памятники —это не просто разрушенная культура, это частица нашей души. Опаленная и выжженная история - это не просто утерянные на дорогах лихолетья ценности, но и бездуховность, жестокость нынешних. Учитель истории, как и любой другой, не ставит своей целью сделать каждого учащегося глубоко верующим.

Каждый выбирает дорогу сам. Но показать наследие уникальной православной цивилизации просто обязан.

Изучение истории ребятами в школе начинается еще в 4 классе на уроках МРБ. Этот курс является пропедевтическим: формирует первоначальные представления и элементарные знания об исторических личностях и важнейших событиях отечественной истории. Все это на эмоциональных образах и в доступной форме, что позволяет повысить интерес к истории Отечества. В курсе МРБ есть темы «Как к нам пришла книга», где ребята могут узнать о деятельности Кириллы Туровского, «Первые печатные книги» с информацией о Франциске Скорине, о вкладе Ярослава Мудрого и Всеслава Чародея в распространение Христианства, о Святой Ефрасинье Полоцкой, Симеоне Полоцком. Тема «Во что верили наши предки». Экскурсии.

Хотя тема моего выступления посвящена истории Беларуси, необходимо отметить, что о христианстве, православных традициях мы говорим и на уроках по всемирной истории:

  1. класс - о зарождении христианства, об основных положениях учения Иисуса Христа, о священной книге христиан - Библии.
  2. класс - о христианстве в Европе и его влиянии на нравы варваров, о культуре христианской Византии, влиянии христианства на развитие искусства ( архитектуры, живописи, книжного дела), о значении деятельности Кирилла и Мефодия, о причинах и значении принятия христианства на Руси.

Изучение истории Беларуси начинается в 6 классе. Ребята знакомятся с принятием православия на белорусских землях, основанием епархии в Полоцке и Турове, расширяются представления о христианах на белорусской земле (о Рогнеде, Изяславе, Ефросиниии Полоцкой, Кирилле Туровском), о церковном строительстве, фресковой живописи, иконописи, рукописных церковных книгах.

Конечно же, лучше понимается и запоминается то, что было прочувствовано, поэтому при изучении всех вопросов связанных с христианством, православием стараюсь использовать активные формы и методы, стараюсь подвести к самостоятельным выводам не настаивая на утверждениях. Стараюсь использовать исторические источники, иллюстрации, имеющиеся возможности ЭСО.

Так, при изучении темы «Расцвет Древней Руси» (6 класс, всем, ист.) предлагаю вопрос-размышление: «Почему Владимир получил от народа прозвище Красное Солнышко?», на основе изучения текста параграфа ребятам предлагается установить причины принятия христианства, сообщаю о легенде о раздумиях Владимира о выборе религии для Руси и ставлю проблемный вопрос: «Как вы считаете, а почему именно на христианство из православной Византии пал его выбор?». «Мозговой штурм» - в чем значение принятия христианства в Древней Руси? ( подвожу к пониманию, что для язычников были обычным делом кровная месть, вольное поведение, предлагаю порассуждать, что более приемлемо, гуманно).

Тема «Культура Древней Руси» (6 класс , всем, ист.), «Культура белорусских земель 9 - середина 13 века» ( 6 класс, ист.Беларуси). Ребятам даю задание «Выбери верное» и работу с ПОПС-формулой о роли церкви в культурной жизни Древней Руси. Приходим к общему выводу, что христианство способствовало созданию неповторимой древнерусской культуры. При изучении вопроса о письменности и литературе предлагаю в группах составить синквейн на тему «Житии». Пытаемся найти ответ на вопросы: «Кого называют святым? Почему? За что князь Святополк был прозван Окаянным (от Каин)?», При наличии времени знакомимся с отрывками из житийных произведений. Житийная литература - это особый жанр. В ней повествуется не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека, в которой непременно есть явные проявления божественных чудес. Описание пути человека к святости может стать для школьников первым шагом к Православию. Изучение житий святых - это- воспитание патриотизма через знакомство с жизнью государства, это приучение к молитвенному обращению к святым-о заступничестве за нас. В результате обращения к житиям святых усваиваются такие христианские ценности, как семья, верность, любовь к Богу и ближнему. В житиях не голые нравоучения, а назидания гармонично вытекают из описания подвигов святого. Возможно, ребятам захочется узнать историю «своего» святого, в житии своего покровителя найти утешение, раскрыть смысл духовной жизни, законов нравственности. Архитектура- это душа народа, застывшая в камне» (Н. Карамзин). При рассмотрении архитектуры и живописи в той же теме обращаю внимание, что их развитию способствовало принятие христианства. Использование иллюстраций. Можно предложить мини-исследовательскую работу: рассмотрите иллюстрации православных храмов, соотнесите элементы, из которых он состоит, с их названиями ( купол, барабан, свод, закомары, алтарь, портал), что может означать количество куполов на храме, что может означать каждый цвет в живописи (фресках, иконах, мозаике). Можно использовать для полноты восприятия музыкальное сопровождение - колокольный звон. Подвести итог урока можно порассуждав о том, что же несла православная культура людям.

При изучении темы «Религиозные деятели-просветители» предлагаю не просто изучить материал из различных источников о Е. Полоцкой, К. Туровском, но и поработать по алгоритму «Биография». Стараюсь подвести ребят к пониманию того, что они не стремились к славе, богатству, известности, а несли добро, свет, любовь, слово Божие людям и потому остались в сердцах людских. Можно привести в пример пословицу: Сделал добро- забудь, сделал зло-помни. Предложить высказать свои суждения. На основе исторического документа «Повесть о Ефросинии Полоцкой» обсуждаем правила поведения в обществе, приводим доказательства того, что и сегодня, через сотни лет ее наставления также актуальны. Можно использовать видеофильмы.

Так как количество уроков весьма ограничено, то часто даю ребятам возможность самостоятельно найти материал о религиозно-просветительских деятелях, памятниках православной архитектуры и живописи. Презентация сообщений не сводиться к простому зачитыванию найденного, ученик должен сделать свои выводы, обосновать свой выбор, ту или иную точку зрения.

В истории Беларуси есть уроки «Наш край», где изучаются те или иные события исторического периода именно на Оршанщине. Эти уроки позволяют увидеть православные ценности в более приближенном виде ( есть книги, пособия, фильмы).

Духовно-нравственное воспитание может происходить и на уроках, где тема на первый взгляд не совсем подходящая. Например, «Арабо-исламская культура». Предлагаю сравнить основные положения христианства и ислама. При этом вспоминаем и обобщаем знания, стараюсь подвести к пониманию того, что есть общечеловеческие ценности нашедшие отражение во многих религиях мира, учу веротерпимости.

На уроках истории всегда найдется место поговорить о духовности и нравственности, даже если тема не предполагает этого. Для учителя важно провести через все уроки красной нитью мысль - каждому из нас необходимо восстановить истинные ценности внутри себя, осмыслить свою жизнь. Как и у врача, у педагога девиз: «Не навреди!» Поэтому все, что касается религиозной тематики необходимо предлагать на уроке для обсуждения, а не как устоявшуюся догму, чтобы не оттолкнуть ученика. История-это отражение человеческой жизни с ее подвигами, самопожертвованием, преступлениями и предательствами и поэтому она является тем предметом, при изучении которого духовность и нравственность воспитываются постоянно. Главное, чтобы сам учитель был готов помочь каждому стать Человеком. И тогда у человечества будет шанс спастись. Диво дивное, чудо чудное: Зло над Родиной, время трудное, - Ноне сказкою, не былинами Белый храм встает над руинами. Божий храм встает в волю вольную!... Ах, и песнь поет -колокольную!.. До небес плывет песня плавная: Оживает Беларусь Православная!

 

blind

Поиск по сайту

centrpolikk

Musei

Доп. образование

dopobrnew

e diary

bann2

Технопарк

logotechnopark

centrusyn

ШАГ

shag2

Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 1042 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr