image2s

Профориентация

Академия БГСХbgooritkzsa2

Институт пограничной

службы РБ

ips


Госэнергогазнадзор

2

uvdinfo

mcs

mchs

Prokuratura

Формы семейного устройства

formy2

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Подготовил
Учитель русского языка и литературы  Завьялова С П

Два Отечества есть у каждого человека - земное и Небесное. Чтобы благополучно достичь второго, надо достойно прожить жизнь в первом. Здесь сходятся интересы Православной Церкви и государства, которых заботит нравственное состояние общества.

В последнее десятилетие все более тесным становится сотрудничество Министерства образования с Белорусской Православной Церковью, которая, используя свой многовековой опыт сохранения духовных, культурных и исторических традиций, формирует у людей высокие гражданские и нравственные качества, патриотизм и ответственность за судьбу Отечества, милосердие и сострадание.

В Беларуси Православная Церковь действует более тысячи лет. В отечественной истории православие было той живительной силой, под благотворным влиянием которой в народе формировалось мировоззрение, выкристаллизовывался национальный характер, утверждались нравственные устои, создавалось просвещение, укоренялись добродетели. Церковь осуществляла свое служение во всех сферах семейной, общественной и государственной жизни народа. Она всегда выступала как хранительница исторического и культурного наследия Беларуси.

Общеизвестно определяющее влияние православия на формирование национального менталитета, ведущих тенденций в развитии нравственного сознания, художественной культуры, фипософии и литературы восточнославянских народов.

Православная Церковь традиционно обращает внимание на ду­ховно-нравственное воспитание людей, помня слова Иисуса Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».

Православная Церковь стремится сформировать у людей такие моральные ценности, как добро, милосердие, мир, трудолюбие, воздержание, терпение. Она осуждает и помогает людям бороться с гордыней, корыстью, плотскими похотями, гневливостью, завистью, бесчеловечностью, ленью, ненавистью, злобой, грубостью и другими негативными качествами человеческой души.

В этом цели церкви и школы совпадают, это создает условия для более тесного взаимодействия школы и церкви в вопросах духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.

Сотрудничество органов управления образованием и учреж­дений образования со структурами Белорусской Православной Церкви определяется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь "Об образовании", "О правах ребенка", "О свободе совести и религиозных организациях", нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь. Сотрудничество призвано обеспечить право детей и учащейся молодежи на воспитание в соответствии с духовными и нравственными традициями семьи, общества и государства и осуществляться с учетом признания важной роли в общественной и государственной жизни страны Православной Церкви, необходимости укрепления духовно-нравственной основы образования и воспитания детей, учащейся молодежи

Начало этому процессу положено 20 сентября 1996 года, когда было заключено Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. А в июне 2003 года было подписано Соглашение о сотрудничестве Церкви и государства.

Координацию деятельности органов управления образованием и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью осуществляет Координационный совет Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви по вопросам сотрудничества.

Координационный совет обеспечивает координацию деятельности органов управления образованием и учреждений образования со структурами Белорусской Православной Церкви, в том числе:

  • определяет перспективы сотрудничества;
  • инициирует разработку и принятие планов совместной работы органов управления образованием и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью по вопросам воспитания;
  • инициирует проведение общественно значимых совместных мероприятий Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви;
  • организует контроль за ходом выполнения Программы со­трудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004 - 2006 годы;
  • инициирует проведение экспертиз духовно-нравственной составляющей программного, учебного и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреж дениях образования;
  • организует изучение опыта совместной работы органов управления образованием местных исполнительных и распо­рядительных органов и учреждений образования и структур Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;
  • информирует руководство Министерства образования и Белорусской Православной Церкви о совместной работе по выполнению Программы сотрудничества;
  • разрешает спорные ситуации, возникающие в ходе совместной деятельности;
  • обеспечивает информирование общественности через средства массовой информации о ходе сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной деятельности с детьми и учащейся молодежью.

Взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, с православными приходами, а учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, с благочиниями в вопросах воспитательной деятельности осуществляется, как правило, на основе программ (планов) сотрудничества, принятие которых может быть инициировано администрацией учреждения образования, благочинием (приходом).

Учреждения образования могут привлекать священнослужителей для проведения, разовых мероприятий, имеющих духовно- нравственную направленность, при условии согласования проведения такого мероприятия с вышестоящим органом управления образованием и благочинием данного округа

Участие обучающихся (воспитанников) в разовых мероприятиях, проводимых с участием священнослужителей, допускается только на основании их письменного заявления на имя руководителя учреждения (для лиц, достигших 18-летнего возраста), родителей или лиц> их заменяющих, в отношении несовершеннолетних детей. Заявление может быть коллективным либо индивидуальным.

Учреждения образования взаимодействуют с православными благочиниями (приходами) по следующим направлениям:

  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание обу­чающихся (воспитанников);
  • милосердие и благотворительная деятельность;
    • ознакомление обучающихся (воспитанников) с историческим и культурным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
    • забота о захоронениях родных и близких обучающихся (воспитанников), павших воинов, благоустройство кладбищ;
    • организация досуга и оздоровления детей и подростков; поддержка семьи, материнства и детства;
    • деятельность по охране окружающей среды;
      • профилактика правонарушений, девиантного поведения учащихся и студентов;
      • работа с неблагополучными семьями обучающихся (воспи­танников), сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми;
      • формирование у обучающихся (воспитанников) навыков здорового образа жизни;
      • преодоление деструктивного влияния на учащуюся молодежь псевдорелигиозных организаций и неокультов.

Во внеучебной воспитательной работе по вопросам духовно- нравственного воспитания могут использоваться такие формы работы, как:

  • беседы
  • классные и информационные часы
  • лектории
    • организация выставок и экспозиций, разделов в музеях учреждений образования
    • краеведческая работа по изучению истории храмов
      • подготовка и празднование православных и государственных праздников
      • экскурсии и паломничества в центры духовной истории страны
      • шефство над ветеранами, больными и инвалидами
      • уход за могилами и др.

В учреждениях дошкольного воспитания и учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (начальная школа), по письменному запросу родителей могут открываться группы (классы), воспитательный процесс в которых строится с учетом либо на основе программы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников па православных традициях белорусского народа", утвержденной в установленном порядке Министерством образования Республики Беларусь.

Преподавание в учреждениях образования учебных предметов как естественно-научного, так и гуманитарного цикла должно вестись с учетом решения задач духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, а также в соответствии с принципом светскости образования, предполагающим отказ от противопоставления научного и религиозного способов познания мира. Необходимо исходить из того, что нравственные нормы жизни, выработанные христианством, дают возможность воспитать личность, не способную воспользоваться научными знаниями, достижениями научно-технического прогресса во зло людям и природе.

В ходе изучения таких учебных предметов, как история, культурология, право, этика и эстетика, философия и литература, религиоведение, учащиеся и студенты должны получать более широкое представление о Библии как памятнике мировой культуры, вероучительном источнике для ряда конфессий. Необходимо более детальное изучение истории Белорусской Православной Церкви как неотъемлемой части истории белорусского этноса и государства, а также роли Православия в формировании духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Знакомство уча­щихся и студентов с историческими памятниками белорусского и других народов мира должно раскрывать не только их культурную, но и духовную значимость, их место и роль в духовной жизни страны. Необходимо также более широкое знакомство учащихся и студентов с Кирилло-Мефодиевским наследием в культуре славян, иконографическими традициями, нравственными идеалами христианства

Учащиеся и студенты должны воспитываться в духе веротерпимости и уважения к представителям всех представленных в стране конфессий.

В учреждениях образования при наличии необходимых условий по запросу детей и их законных представителей могут создаваться профильные гуманитарно-религиоведческие классы, вводиться факультативные курсы по религиоведению.

Для углубления знаний учащихся в вопросах духовности и нравственности в рамках внеучебной деятельности для учащихся могут организовываться кружки по изучению Библии как памятника мировой культуры, жизненного подвига белорусских святых, святынь белорусской земли, истории христианства и Православия, основам нравственности, подготовки к семейной жизни, духовной музыки, иконописи, по профилактике влияния псевдорелигий и сект на молодежь и иные.

В учреждениях образования учебные курсы и факультативы религиоведческой и теологической проблематики изучаются по программам, утвержденным в установленном порядке Министерством образования Республики Беларусь и согласованным с Белорусской Православной Церковью, с использованием учебно-методической литературы, получившей гриф "Рекомендовано Научно-методическим учреждением "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь".

Таким образом, расширение взаимодействия, укрепление сотрудничества учреждений образования и Церкви позволят нам приблизиться в воспитании и жизни к истинным идеалам добра, справедливости, свободы.

 

blind

Поиск по сайту

12345

centrpolikk

Musei

Доп. образование

dopobrnew

e diary

bann2

Технопарк

logotechnopark

centrusyn

ШАГ

shag2

Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 472 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr