image2s

Профориентация

Академия БГСХbgooritkzsa2

Институт пограничной

службы РБ

ips


Госэнергогазнадзор

2

uvdinfo

mcs

mchs

Prokuratura

Формы семейного устройства

formy2

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Подготовила
Учитель начальных классов Шуранова И.В.

Реформирование системы общего образования нацелено на формирование нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценности свободы, добра, справедливости, экологического благополучия, здоровья, семьи, Родины, образования, труда, творчества, красоты и др. общечеловеческих ценностей. Воспитание и образование ребенка сложный процесс. Основным и главным требованием к полноценному образованию является духовно-нравственное воспитание на достаточно высоком уровне. Образованный человек, лишенный духовности и нравственных принципов, может нанести большой вред обществу.

В последнее десятилетие большую опасность представляет происходящее падение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения. Основной жизненной целью у людей стало приобретение материальных благ, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. В отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность, беспринципность, лицемерие, лживость, пошлость, насилие, пренебрежительное отношение к умению общаться.

Проявление духовного кризиса в обществе возвращают понимание того, что «образование без воспитания - дело ложное» (И. Ильин). Воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности.

Цели духовно-нравственного воспитания:

повысить уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе исторически-традиционных идеалов и ценностей белорусского народа;

обеспечение потребности семьи в духовно-нравственном воспитании;

привлечение к взаимодействию с учреждением образования общественности и родителей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Реализации этих задач помогает организация работы по программе «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа».

По этой программе я работаю уже шестой год. Когда мы проводили анкетирование родителей, то оно показало, что родители положительно относятся к тому, что в воспитании их детей определяющим является образ жизни школьников, основанный на духовно-нравственных ценностях.

В детях необходимо воспитать благоговейное отношение к величайшему памятнику человеческой духовной культуры - Библии Методика изучения библейских событий располагает огромным арсеналом различных приемов и методов: чтение и комментирование рассказов из различных изданий Детской Библии, рассказ по картинке, рассказ с использованием фланелеграфа, аппликаций, духовно-нравственные беседы и т. д. Знакомя школьников с сюжетами Библии, рекомендуется использовать репродукции картин великих художников, фрагменты музыкальных и литературных произведений, посвященных изучаемому сюжету. При этом следует использовать наглядное пособие, выполненное в иконописной традиции, репродукции икон и картин русских и белорусских художников. Дети воспитываются на произведениях православной музыки. Много внимания мы уделяем ознакомлению учащихся с православными праздниками.

В процессе подготовки и проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях. Формы проведения праздников различны. Они могут проводиться в одном классе, по параллелям, могут проходить в помещении школы и на улице.

При планировании учебно-воспитательной работы мы исходили из того, что народные праздники осеннего, зимнего и весеннего периода являются системообразующим фактором педагогического процесса. При отборе содержания мероприятий воспитательной работы с детьми необходимо учитывать следующие принципы.

  1. 1. Принцип гуманитарности. Стержнем нашей программы воспитания является человек и его взаимоотношение с окружающим миром. Содержание программы должно формировать представления ребенка о семье и семейных отношениях, традициях и обычаях, о родственных связях.
  2. 2. Принцип возрастных особенностей развития детей. В младшем школьном возрасте дети легко могут сопоставлять современную жизнь и быт с русскими семейными традициями. Важным моментом становится подготовка и адаптация детей к жизни в обществе, т.е. их социализация.
  3. 3. Культурологический принцип. Мы стремимся к тому, чтобы дети овладевали не только общечеловеческой культурой, но и национальной, поэтому в программу включены те образцы народной культуры, обычаи и обряды, которые носят нравственный характер воспитания.
  4. 4. Принцип создания педагогической среды. Предметно-средовое и воспитательное пространство обеспечивается путем организации совместных мероприятий, в которые вовлечены дети, педагоги и родители.

Времена повального атеизма давно миновали, и все же наше общество по- прежнему стоит очень далеко от таких понятий как духовность, моральная чистота, вера. Православная церковь по мере сил пытается исправить

сложившуюся ситуацию путем организации воскресных школ. Проведение детских православных праздников может также внести свою лепту в дело воспитания духовности подрастающего поколения, поскольку в ходе праздника дети приобщаются к основам православия в доступной им форме, а это в свою очередь способствует укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и моральных качеств ребенка.

Воспитанные в безверии родители зачастую не способны привить детям высокие моральные ценности именно в силу плохой осведомленности о принципах христианской веры и понятии морали. Проведение детских православных праздников как раз и преследует цель донести до юных душ значение Рождества и Воскресения Христова, смысл соблюдения постов и многое другое, без чего невозможно воспитание высоконравственного гражданина. Помимо прочего, православные праздники отличаются гораздо большей торжественностью, пышностью, в сравнении с обычными праздниками, и вся эта просветленная атмосфера детского праздника оказывает неоценимое влияние на детскую душу.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играют православные праздники.

Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Мы всегда говорим об особом состоянии души ребенка в момент проживания праздника. Праздник - это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры.

Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.

Целесообразно к участию в праздниках привлекать детей с младшего школьного возраста. Поэтому основу сценария должны составлять хорошо знакомые школьникам сказочные сюжеты, позволяющие донести духовный смысл православия даже до самых маленьких участников и творцов праздничного действия. Необходимо, чтобы все дети могли проявить свои способности, участвовать в общем веселье.

Особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Хорошими помощниками в этом деле могут быть и дети, и родители. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания, а также семейных праздничных традиций.

Православные праздники в игровой форме учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в старшей школе.

Вот уже несколько лет у нас 7 января - красный день календаря, государственный праздник - Рождество Христово. Третье тысячелетие весь мир именно с этого события ведет свое летоисчисление. На Руси Рождество Христово всегда было одним из самых любимых и почитаемых праздников. Существует народная традиция проведения этого праздника - это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе с детьми стараемся использовать этот опыт. Это дает прекрасную возможность воспитания современного ребенка. При этом важно, что огромный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции используется для формирования в детях внутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладной деятельности всех видов, коллективистской ориентированности и социальной адаптации, совестливости в ситуациях нравственного выбора. В целом это означает гармонизацию личности, а значит, профилактику многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества.

Готовиться к празднику мы начинаем заранее. Вместе с детьми мы рассматриваем икону Рождества Христова, объясняем смысл праздника. Для знакомства с церковно-славянским языком мы даем детям прослушать праздничный тропарь. Мы рассказываем детям, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Дети вместе с учителями и родителями изготавливают рождественские звезды и подарки, разучивают рождественские стихи и колядки, наряжаются в народные костюмы. И начинается интересное действо - игра - колядование. Старшие дети со звездой приходят в гости к малышам, читают им стихи, поют колядки, дарят игрушки-самоделки. А малыши оказываются в роли радушных хозяев - угощают их гостинцами, показывают рождественскую елочку, украшенную своими поделками. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто- то лучший плясун и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а кого-то замечательные актерские способности и он главный герой в театрализованных играх. А дети ловкие или сильные могут отличиться в соревновательных играх. Но если даже у ребенка нет ярко выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Но самое главное, что дети впитывают нравственные качества, заложенные в русской культурной традиции.

Пасха - главный христианский праздник, который был установлен в честь воскресения Иисуса Христа. История праздника

Пасху считают одним из самых древних праздников. Около 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота. Затем Пасху связывали с началом жатвы, а позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

В первые века христианства этот праздник отмечался христианами вместе с иудейской Пасхой, так как, согласно Библии, Иисус Христос был казнен и воскрес в дни празднования древними иудеями праздника Песах. В 325 году Первый Вселенский собор постановил, что христианская Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской. Тогда же было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского и отмечать его в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, между 22 марта и 25 апреля. Христианская Пасха, Христово Воскресение - главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, первоначально был посвящен воспоминанию о смерти Христа, и только с V века название Пасха стало усвояться исключительно празднику воскресения Христова.

После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них - Мария Магдалина - отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего, кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

- Когда-то я была богатой

И приносила ценные подарки.

Сегодня я богата только верой

В Спасителя и Господа Христа.

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар - яичко, символ жизни.

Христос воскрес! Император ответил Марии:

-  Как может кто-нибудь воскреснуть? Невероятно это, невозможно.

Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье, Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

-  О, император, посмотри скорее! Яичко розовеет, нет - темнеет.

О чудо! Оно стало ярко красным! Воистину Иисус Христос воскрес!

Объясните детям, почему птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Рассмотрите сырое куриное яичко вместе с детьми. Разбейте скорлупу и вылейте яйцо в миску или глубокую тарелку. Пусть дети расскажут, что видят: жидкий и прозрачный белок и желток - желтый шарик, плавающий в белке. Белок расплылся во все стороны, а желток сплюснулся в лепешечку, но не расплылся, потому что он покрыт тонкой и прозрачной оболочкой.

Какое же замечательное чудо зарождения жизни происходит в яичке, пока курочка высиживает его! Из желтка и белка образуется живое существо - цыпленок.

В стеклянных, фарфоровых и шоколадных яичках, хотя они и красивые, не может быть настоящей жизни. Поэтому с давних времен христиане дарили и продолжают дарить друг другу на Пасху чаще всего настоящие куриные яички как символ воскресения, символ будущей жизни.

А из искусственных яичек, если и может вылупиться цыпленок, то только игрушечный.

Смастерите вместе с детьми поделку «Птенец вылупился из гнезда»

Для этого нарисуйте яйцо, разрежьте его в виде треснувшей скорлупы. В нижней чаете скорлупы сделайте кармашек и посадите туда нарисованного цыпленка. Яйцо можете раскрасить.

А теперь перейдем к самому приятному моменту - раскрашивание яиц. Правда, немногие из "яичных художников" знают, как правильно разукрасить яйцо, чтобы оно не треснуло в кипящей воде, а цвет получился интенсивным.

Как "правильно" варить пасхальные яйца

Чтобы сохранить скорлупу целой до конца варки, яйца надо около часа подержать при комнатной температуре. В воду желательно добавить столовую ложку соли. Также можно на одном конце яйца проколоть маленькое отверстие. Чтобы краска ложилась ровнее, перед тем как красить яйца, их необходимо обезжирить - протереть мыльным раствором или спиртом.

Способы окрашивания яиц

  1. Луковая шелуха — самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно-коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара. Нужно приготовить отвар из луковой шелухи и дать ему настояться. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца. Яйца опустить в настой, довести до кипения и варить в течение 10 мин. Вынуть, остудить.
  2. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой берёзы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, опустить в тёплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить.
  3. Уже вареные яйца натереть соком (свекольным, морковным, соком шпината).
  4. Положите яйца в кастрюлю, залейте их водой. Добавьте чайную ложку уксуса. Кипятите яйца 15 минут с натуральными красящими добавками:

Светло-красный свекла или черника; Оранжевый — лук;

Светло-желтый — апельсины или лимоны, морковь; Желтый корни куркума, скорлупа грецкого ореха;

Светло-зелёный — листья шпината, крапивы; Зелёный — зелёные яблоки; Синий — листья красной капусты; Бежевый или коричневый — кофе.

Если после окрашивания поставить яйца в этом же отваре на всю ночь в холодильник, то окраска будет более яркой.

  1. Мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и варят в луковой шелухе обычным способом. Получаются яйца в крапинку.
  2. Для получения мраморного эффекта нужно обернуть яйца в луковую шелуху и сверху завязать каким-нибудь хлопчатобумажным материалом.
  3. При окрашивании можно обмотать яйца разноцветными нитками, тогда на них получатся интересные разводы.
  4. Сварить яйца в воде с содой. Обернуть яйца в разноцветные шелковые лоскутки, перевязать ниткой. Опять их прокипятить в этой воде, дать остыть, открыть лоскутки.
  5. Сорвите молодые листики разной формы (например листики петрушки). Приложите к яйцам эти листики, обмотайте чулком и туго завяжите. Опустите в крепко заваренную луковую шелуху. Варить долго.

10.Окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать их, пока они не остыли. В этом способе все зависит только от богатства вашей фантазии.

11 .Так же можно покрасить яйца не только снаружи, но и изнутри. Нужно отварить их 3 минуты, потом достать и в некоторых местах проткнуть скорлупу иголкой. Затем кипятить еще некоторое время до готовности в крепкой заварке с добавлением гвоздики, корицы и кориандра.

После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.

Сейчас продается множество наборов с наклейками, термонаклейками и различными украшениями для яиц. Ваша фантазия безгранична.

Выложите ваши расписные яйца в красивую корзиночку или на заранее пророщенную травку.

Подставки для яиц

Еще вы можете приготовить подставки под яйца и украсить ваш праздничный стол.

Петушок. Сделать такую подставку несложно, вырезав и раскрасив шаблон..

Курочка. Берем полоску бумаги 21см х 10,5 см и сворачиваем.

Очень быстро можно сделать подставку, используя баночку из-под актимеля. Отрезать низ баночки и украсить аппликацией из самоклеящейся бумаги.

Гнезда из макарон. В качестве гнезда можно использовать макаронные гнезда. Их можно отварить и подать с яйцом в виде горячего блюда.

Подставки для всех членов семьи.

По старой традиции пасхальный стол отличается красотой и великолепием, а главным блюдом на нем является творожная пасха, которая готовится в виде усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень. Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был кулич.

В зависимости от возраста, дети могут по-разному внести свой вклад в приготовлении этих кулинарных шедевров. Позвольте им смазать кулич глазурью и посыпать разными посыпками, а выложить заветные буквы ХВ на творожной пасхе - это предел мечтаний.

Вы можете вместе с детьми сходить в храм и освятить яйца, кулич и пасху, а уж потом приступать к праздничной трапезе.

Как и на все праздники, на Пасху дарят подарки. Приготовите вместе с детьми друг другу открытки, поделки в виде яиц, цыплят, зайчиков. Можно сделать аппликации, что-нибудь вышить, слепить или просто нарисовать.

Можно вот так оригинально завернуть яичко в салфетку или сделать текстильного зайчика и подарить.

Идеи для проведения праздника Пасхи

Хорошим подарком близким и гостям будет небольшой концерт, который вы приготовите вместе с детьми. Это могут быть стихи, песни или какая-нибудь небольшая сценка на Пасхальную тему. А в конце праздника традиционные пасхальные игры.

"Чокаться» яйцами" друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

"Катание яиц". Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Для этого специально делали или подыскивали деревянный или картонный каток — горку с бортиками. Устанавливали каток, раскладывая перед ним крашеные яички, конфеты, маленькие подарки-сувениры. Играющие по очереди подходят к катку и прокатывают по нему свои яички. Если яйцо, скатываясь с горки, касается лежащего яичка, конфеты или сувенира, участник игры забирает его в подарок.

"Чье яйцо будет дольше крутиться". По команде дети одновременно раскручивают свои крашеные яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он получает маленький приз.

"Пасхальное гнездышко".

Это игра-эстафета, в которой участвуют две команды. Дети каждой команды переносят в деревянной ложке деревянные пасхальные яички, каждая команда — в свое пасхальное гнездышко. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее и аккуратнее.

"Где спрятано яичко?". Внимательно оглядывая комнату, дети по очереди отыскивают заранее спрятанные взрослыми склеенные в форме яичек бумажные или картонные конверты с маленькими сюрпризами: переводными картинками, открыточками, хорошенькими наклейками и т.п.

"Что в кулич положим мы".

Громко "Да!" ты говори, если мы положим это, или же кричи ты "11ет!": Я в кулич кладу корицу, Мед гуда же будет литься, Ванилина порошок и овса большой мешок,

Огурцов насыплю я.

А вот бабушка моя Сыпала туда муку, Яйца будут наверху. В куличе нужна вода, Ром туда кладут всегда, А еще изюм, цукаты, Гвозди, молотки, лопаты, Творог, масло, простоквашу, А еще молитву нашу, Соль и сахар, и цемент. И кулич готов в момент!

Именно проведение праздников нам представляется наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования.

Таким образом, появляется возможность знакомить детей с христианскими ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный

процесс. Мы не ставим своей целью формировать определенное отношение к религии или решать вопросы веры, это функция церкви.*

В основе всех представленных направлений лежит не только воспитательный

принцип, но и коммуникативно-деятельностный.

Каждое мероприятие, проведенное в детском коллективе, не только

воспитывает и обучает, но и развивает коммуникативные способности: в клубах и организациях дети учатся общаться со сверстниками; экскурсии и походы дают огромный познавательный материал и обогащают словарный запас учащихся; практикумы помогают правильно формировать и высказывать свои мысли; а уроки нравственности и доброты учат детей говорить хорошие слова друг другу и всем окружающим. А главное, что ребята умеют применять добро и отдавать его другим.

 

blind

Поиск по сайту

centrpolikk

Musei

Доп. образование

dopobrnew

e diary

bann2

Технопарк

logotechnopark

centrusyn

ШАГ

shag2

Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 297 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr