Цель: обобщить и систематизировать опыт работы, описать условия, необходимые для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по французскому языку.
Актуальность.
В настоящее время факультативные занятия становятся одной из основных форм внешней дифференциации обучения.
Выстраивание индивидуальной траектории обучения учащихся через такую форму работы, как факультативные занятия, способствует творческому поиску школьников, углублению и расширению знаний по предмету, качественному формированию умений, в том числе и исследовательских, приобщению учащихся к самостоятельной учебной деятельности, практическому применению приобретённых знаний. Можно сказать, что факультативные занятия становятся важнейшим звеном в системе подготовки учащихся к предметным олимпиадам. Работа должна быть организована таким образом, чтобы создать условия, способствующие повышению качества знаний при подготовке к олимпиадам.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- Ø выявление учащихся, интересующихся французским языком;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- Ø создание ситуации успеха при изучении предмета;
- систематизация занятий;
- Ø анализ результативности деятельности и проведение коррекционной работы.
Имеется программа для проведения факультатива по теме “Лексико-грамматический практикум”.
Новизна представленного опыта заключается в описании условий, необходимых и достаточных для подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
Научно-методическое обоснование.
Олимпиадное движение- одно из приоритетных направлений работы. Республиканская олимпиада проводится в 4 этапа:
I этап – УО;
II этап – районный (городской);
III этап – областной (Минский городской);
IV этап – заключительный.
Основными задачами республиканской олимпиады являются:
ü повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, развитие их творческих способностей, углубление теоретических знаний и практических умений, содействие самореализации личности;
ü реализация идеи непрерывного образования путём подготовки учащейся молодёжи для продолжения обучения в высших учебных заведениях;
ü пропаганда научных знаний и развитие интереса учащихся к научной деятельности;
ü активизация работы факультативов, кружков и других форм внеклассной и внешкольной работы с учащейся молодёжью.
Предметная олимпиада позволяет вовлечь школьников в интеллектуальную и творческую деятельность, способствует углублению и расширению знаний. За время участия в олимпиаде школьники приобретают бесценный опыт использования знаний в интеллектуальных соревнованиях.
Основные противоречия.
Олимпиадные задания содержат вопросы и задания, которые требуют более высокого, качественно нового осмысления знаний учащихся по предмету, нестандартных решений. С одной стороны, большая востребованность такой формы, как олимпиада, с другой - отсутствие условий по подготовке учащихся к олимпиаде. ( организация деятельности по изучению структуры олимпиадных заданий, расширению и углублению материала по предмету и.т.д.)
Основная идея опыта заключается в создании условий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам в системе “ урок - факультативное занятие”.
Сущность опыта.
Становление опыта происходило на базе гимназии №1 г. Орши. Учащиеся нашей гимназии давно и успешно выступают на различных этапах республиканской олимпиады, в том числе и по французскому языку. С 2006 учебного года у меня есть дипломанты областных олимпиад.
Важным условием работы по подготовке к олимпиадам является создание атмосферы сотрудничества, и оно должно характеризоваться созданием доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью.
Подготовка учащихся к олимпиаде - многогранный процесс, поэтому важно, чтобы существовала преемственность между уроками и факультативными занятиями, а также факультативами предыдущих лет. Условие непрерывности развития умений и навыков является ведущим педагогическим условием преемственности.
Так, например, в 10 и 11 классах морфология, синтаксис, грамматический материал, который изучается на уроках, дополняется их изучением на факультативных занятиях. Ситуации и темы для устного высказывания расширяются, углубляются и осовремениваются каждый год.
Для систематизации лексико-грамматического материала я использую:
Мини-лекции, схемы, рисунки, опорно-аналитические таблицы. Развиваю потенциал самостоятельной работы учащихся: самостоятельное формирование грамматического правила с опорой на схему, дополнение таблицы. Собран богатый материал олимпиадных заданий за прошлые годы. Лексико – грамматические тесты учащиеся выполняют самостоятельно. Также предлагаю учащимся самостоятельно продумывать ситуации для устного общения, готовить списки вопросов и ответов. В работе широко использую аудиозаписи текстов, что способствует формированию навыков восприятия иноязычной речи на слух. Начиная с младших классов регулярно разучиваю стихи и песни на французском языке. В последние годы использую информационные технологии для выполнения лексико – грамматических тестов, упражнения для развития аудитивных навыков и расширения словарного запаса.
В целях организации тренировки и применения изученного материала я использую:
- языковые и речевые упражнения;
- коммуникативные игры;
- викторины;
- моделированные ситуации.
Использую также обучающие и контролирующие тесты, которые обеспечивают обратную связь в ходе изучения языковых явлений.
Очень важно приблизить обучение к условиям реального общения. Для этого же служит использование различных видов взаимодействия учащихся: работа в парах, малых группах, командах.
Особая роль отводится таким средствам обучения, как грамматические справочники и лексико-грамматические практикумы, словари и другие, которые обеспечивают эффективную образовательную среду.
При подготовке высокомотивированных детей к предметным олимпиадам необходимо применять индивидуальный подход в работе с ними. Каждый урок требует от учителя дополнительной подготовки по дифференциации обучения.
Структура индивидуальной работы с учащимися состоим их двух основных способов учебной работы: работа ученика с педагогом и работа ученика с источником знаний. Если на уроке рассматриваются аспекты какой-либо темы, хорошо усвоенной высокомотивированным учащимся, я поручаю ему работу с дополнительной литературой, даю творческое задание (например, перевести стихотворение с французского на русский язык, написать стихотворение и. т. д).
Необходимым условием подготовки учащихся к предметным олимпиадам является наличие дополнительного учебного материала, расширяющего и углубляющего знания по предмету. Задача отбора и структурирования материала лежит на мне.
Для учащихся, интересующихся французским языком, есть возможность чтения дополнительной литературы, как адаптированной, так и оригинальной.
Результативность моей работы подтверждается успехами учащихся на разных этапах республиканской олимпиады.
Так, например, в 2006-2007 учебном году Кавецкая Марина получила диплом III степени на областной олимпиаде. В 2008-2009 учебном году Зельдин Александр получил диплом III степени, в 2009-2010 учебном году Волчкова Оля получила диплом II степени, в 2010-2011 году Савченко Елена получила диплом III степени.
Следует отметить, что учащиеся серьёзно изучавшие французский язык, выбрали профессию учителя. Такие как: Герасимович Оля, Вакурова Юля, Головачёва Катя, Печкурова Таня и другие.
Некоторые поступили на переводческий факультет Лингвистического университета, а также на факультет компьютерной лингвистики. Учащиеся успешно сдают централизованное тестирование по французскому языку.
Заключение.
Достижение высоких результатов в работе с высокомотивированными детьми, на мой взгляд, возможно только при полном использовании возможностей урока и факультатива. Хочется отметить трудоёмкость и энергозатратность проведения факультатива, так как требуется большая предварительная подготовка.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по подготовке учащихся к олимпиадам, Для этого продолжу:
v подбор и систематизацию дидактического материала;
v использование олимпиадных заданий на ранних этапах подготовки к олимпиадам;
v систематичность работы;
v мультимедийная техника;
v заочная олимпиада;
- развитие навыков самостоятельной поисковой работы с различными информационными источниками;
- индивидуализация познавательной деятельности учащихся, создание здоровой конкурентной среды.
Литература.
- 1. Запрудский Н.И., Добриневская А “Организация факультативных занятий” – Минск,2008 год.
- 2. Савенков А.И. “Одарённый ребёнок в массовой школе” – М,2001год.
- 3. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”- М,1998 год.
- 4. Хуторской А.В. “ Развитие одарённости школьников” – М, 2000 год.
Модель одарённого ребёнка
ü личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
ü личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
ü личность, способная осуществить самостоятельно деятельность;
ü личность, способная реализовать в жизни “ Я – концепцию’’, способная к саморазвитию и самоизменению;
ü личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
ü личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу самовыражения;
ü личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учётом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Глина, из которой ты слеплен, засохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, которые, быть может, жили в тебе когда-то.
А. де Сент – Экзюпери.
Приметы, позволяющие говорить об одарённости ребёнка:
- Генетически заложенные способности к деятельности.
- Очень высокая продуктивность и настойчивость в достижении цели.
- При наличии специальных способностей точно определённая цель:
- достигнуть успеха в определённом виде деятельности;
- при хороших общих способностях – разнообразие интересов, пытливость, любовь к чтению.
- Обострённое чувство справедливости.
- Неприятие ограничений.
- Не понимание одногодками, тяга к старшим по возрасту детям или взрослым.
- Тяга к одиночеству.
Блок рекомендаций учителям, которые работают с одарёнными детьми.
- 1. Попробуйте создать благоприятную атмосферу для работы с детьми. Будьте добропорядочными, не унижайте и не критикуйте. Одарённые дети в большей степени впечатлительнее, чем другие.
- 2. Стимулируйте ребёнка, отдавайте преимущество похвале, не бойтесь поставить оценку на балл выше, а не наоборот.
- 3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь показаться смешным и в то же время докажите, что Вас нужно уважать, а не бояться.
- 4. Позволяйте детям вести себя вольно и задавать вопросы. Если ребёнок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель чего-то достиг. И после того, как ученик закончит школу, он сможет чего-то добиться или просто станет добрым человеком, и, значит, учитель свои обязанности выполнил.
Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми:
- 1. Прослушивание курса лекций психолога и проведение тренинга по проблеме общения (несколько занятий с детьми);
- 2. Диагностика педагогических затруднений в области межличностного взаимодействия с одарёнными учащимися; выявление основных затруднений педагогов, их классификация.
- 3. Коррекционно – развивающая работа в форме лекционных занятий, деловых игр, социально – психологических консультаций. Тренинг и деловые игры проводятся совместно с детьми;
- 4. Выявление достоверно значимых изменений в личностной, коммуникативной, эмоциональной, профессиональной сфере педагогов, непосредственно связанных с процессом межличностного взаимодействия;
- 5. Разработка программы действия по результатам проведённой работы.
Основные принципы работы с одарёнными детьми.
- 1. Научная обоснованность – работа основывается на результатах фундаментальных исследований по психогенетике , психологии и психофизиологии, психологии способностей, психологии творчества, выполненных в нашей стране и за рубежом.
- 2. Демократичность – возможность полной реализации творческих возможностей каждого ребёнка, школьника, учащегося при неприменном участии семьи.
- 3. Гуманистичность – программа работы обеспечивает не только диагностику, но и психологическую и педагогическую помощь одарённым детям, а детям из малоимущих семей – финонсово –материальную помощь.
Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса (работа с одарёнными детьми)
- Учебные планы.
- Учебники, методическая литература.
- Дидактические, раздаточные материалы.
- Наглядные пособия.
- Компакт – диски по предметам.
- Компьютерные учебные игры программы.
Ожидаемый результат
Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается государственная поддержка.
Совершенствование системы работы с одарёнными детьми, создание условий для её устойчивого существования.
Повышение качества подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми.
Расширение сети инновационных учреждений, работающих с одарёнными детьми.
Требования к учителю
Учитель должен быть:
- талантливым;
-профессионально грамотным;
-способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
-интеллигентным, нравственным и эрудированным;
владеть передовыми педагогическими технологиями;
-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно – воспитательного процесса;
-знатоком во всех областях человеческой жизни;
Учителю характерны:
- желание работать нестандартно;
- интеллигентность, нравственность, эрудированность;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии одарённых детей;
- готовность педагога к сотрудничеству в работе с одарёнными детьми (создание на уроке доверительных межличностных отношений; взаимная личная информированность, признание прав учащегося на ошибку, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности, использование на уроке метода взаимного контроля учащихся и применение отметок в качестве побудительного стимула к учению)
Модель профессионализма учителя
Основные показатели профессиональной компетентности учителя:
- Ø Специально-профессиональные знания их соответствие объёму, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное создание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объём от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области.
- Ø Психолого-педагогические знания – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях подготовительной деятельности и общения личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.
- Ø Психолого-педагогические умения – способность психологически грамотно осуществлять взаимодействие на учащихся с целью достижения определённого педагогического результата, реализации знаний.