image2s

Профориентация

Академия БГСХbgooritkzsa2

Институт пограничной

службы РБ

ips


Госэнергогазнадзор

2

uvdinfo

mcs

mchs

Prokuratura

Формы семейного устройства

formy2

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Ученье без размышлений – тщетный труд;
размышления без учения – пагубны.

Конфуций.

 

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

Значит, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Поскольку одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире является исследовательское поведение, то, хотя и не столь новой, но достаточно востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся.

В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.

В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

При работе на этом возрастном этапе чаще всего используются учебные и факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • по времени (кратковременные и долговременные);
  • по теме (предметные или свободные),
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
  • Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

 

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках по предмету «Человек и мир», поскольку этому способствует сам изучаемый материал.

При изучении предмета «Человек и мир» широко используются такие методы, как моделирование, проведение экспериментов, наблюдение, что создает прекрасные условия для включения младших школьников в учебно- исследовательскую деятельность. Занятия на основе учебного исследования предполагают организацию познавательной деятельности школьников в соответствии с логикой научного познания и применением исследовательских методов: выдвижение проблемы, формулировка исследовательской задачи, гипотезы, выбор методов исследования, проверка гипотезы, конструирование нового знания, формулировка выводов (соотнесение достигнутых результатов с исследовательской задачей, выдвинутой гипотезой) из полученного знания.

Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, тематические прогулки, которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время.

Основным методом познания при проведении экскурсии, тематической прогулки является метод наблюдения. На практике чаще всего этот метод подменяется рассказом учителя, беседой с учащимися.

Перед нами, учителями встает вопрос: как провести экскурсию на основе наблюдений самих учащихся?

Для решения проблемы следует хорошо определить, благодаря чему решается поставленная исследовательская задача.

От учителя, в первую очередь, требуется мастерство так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они как можно больше увидели и открыли сами, пережили чувства удивления, восхищения, радости от самостоятельной работы, собственных открытий.

Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших школьников на тематической прогулке  -   формулировка проблемы и исследовательской задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу, поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и есть поиск неизвестного.

При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи, основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.

Например, перед проведением экскурсии поздней осенью (1 класс) целесообразно спросить:

  • Интересно, все ли деревья сбросили листву?
  • Мы еще сможем увидеть цветущие растения, насекомых, лягушек?
  • Выслушав ответы ребят,  я спрашиваю о том, как они все это узнали.
  • Наблюдая за природой.
  • Значит, если я правильно вас поняла, многие считают, что еще не все деревья сбросили листву, что еще можно увидеть цветущие растения, насекомых, лягушек.
  • Но как же нам все это проверить?
  • Необходимо организовать наблюдение.
  • Согласна. Именно поэтому, прямо сейчас мы отправляемся, куда бы вы думали?
  • На экскурсию.
  • В чем же заключается задача наших наблюдений?
  • Подтвердить или опровергнуть высказанные ранее мнения (гипотезы).

Исследовательский подход требует использования различных приемов включения учащихся в поисковую деятельность. Это может быть поиск объектов по указанным признакам (листьям или плодам растений), установление признаков, по которым дети всегда смогут узнать тот или иной объект и др.

Приведу примеры.

Игра «Следопыт» («Зоркий глаз», «С какой ветки эти детки?»).

Учащимся (парам, группам) предлагается по одному листу или плоду (орешек липы, крылатку ясеня, клёна и т.п.) деревьев или кустарников, встречающихся в месте проведения экскурсии. Эти растения и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят объект и называют его.

Что делать, если дети не знают названия того или иного растения?

Нужно ли подбирать для игры плоды только  хорошо знакомых растений?

В этом нет необходимости. Главное, чтобы ребята смогли самостоятельно точно установить сходство плодов, обосновать выбор растения, а, чтобы узнать название, необходимо умение обратиться за помощью.   В данном случае это могут быть другие учащиеся, учитель или предложенные им источники. (Учебник, заготовленные заранее карточки с рисунками плодов и растений, записью их названий, журналы и т.д.)

После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных ему. Для этого обращается внимание на форму кроны деревьев; толщину и расположение ветвей; цвет, размер, форму, характер поверхности и краёв листьев, их расположение на ветке; форму, размер, поверхность, цвет плодов.

Наблюдательность детей активизирует игра «Загадочная картинка». Учитель описывает картинку (соответственно наблюдаемому пейзажу), а учащиеся с помощью наблюдения окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем. Например:

  • Тинькает, чирикает и каркает. Кто это? (синица, воробей, ворона).
  • Одни голые стоят, вторые угощения птицам приготовили, третьи еще золотыми монетами украшены (липа, рябина, берёза более поздней осенью).

Для активизации наблюдения детей, поиска и опознания природных объектов используются так же загадки. Целесообразно использование загадок-описаний с ошибками.

Так, описывая березу, намеренно допускаем ошибки: мои знакомые учащиеся описали березу следующим образом: листья крупные (небольшие), округлые (по форме напоминают ромб), с зубчиками, плоды-орешки собраны в сережки. Согласны ли вы с таким описанием?

Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности природного объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.

Нахождение отличий можно организовать в ходе игры «Кто больше?» (кто найдет больше отличий).

Достаточно результативна такая форма организации исследовательского обучения, которая в литературе носит название экспресс-исследование. Она предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом теме. Например, направляясь на прогулку после учебного дня, учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований по предмету «Человек и мир».

Исследовать:

  • какие птицы живут в окрестностях школы;
  • какие растут деревья;
  • какие насекомые встречаются на пришкольном участке;
  • выявить основные признаки зимы и др..

Исследовательский характер носит игра «Следы доброго и плохого человека».

После изучения правил поведения в природе задаю вопрос:

  • Как вы думаете, бережно ли относятся к природе жители нашего микрорайона?

Заслушиваются выступления учащихся.

  • Как нам установить истину?

Предложения учащихся. Договариваемся во время прогулки после занятий поискать следы хорошего и плохого человека.

В ходе наблюдения учащиеся устанавливают, что это может быть брошенный мусор, сломанная ветка, посаженное дерево, прибитый скворечник, кормушка, замазанная ранка на дереве и т.п. Задача – выяснить, каких следов больше, хороших или плохих. После экскурсии делается вывод о том, как наши люди относятся к окружающей их природе – бережно, ответственно или нет.

Возможны и теоретические, и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Темы для фантастических экспресс-исследований могут быть следующими:

Архитектура будущего (поручить детям оперативно составить проекты : жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего);

Фантастические рассказы;

Неземные цивилизации.

Теоретические экспресс-исследования технически сложны, однако при этом плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать к основным традиционным предметным дисциплинам.

Каким же образом организовать теоретические экспресс-исследования на уроке?

Предмет «Человек и мир».

Тема: Жизнь диких животных зимой.

Работа по ознакомлению учащихся с особенностями поведения и жизни диких животных зимой велась следующим образом:

  • На самом краю леса был замечен чей-то домик.
  • Что вы хотите узнать о нем?
  • Чей это домик? Кто его сделал? (и т.д)
  • Попробуете найти ответы в стихотворении.

Чтение учителем стихотворения М. Пожарова «Птичий домик», учебник, стр.41.

У нас такой обычай,

Чуть выпадет снежок,

дощатый домик птичий

повесим на сучок.

  • Кому повесили домик?
  • Кто его повесил?
  • Для чего они это сделали?

Работа  в парах.

  • Рассмотрите картинки. Назовите друг другу всех изображенных птиц.
  • Определите, кике из этих птиц могли прилететь к кормушке. Обоснуйте свой выбор.
  • Интересно, почему это птицы зимой пользуются помощью человека?

Высказывания детей.

  • Как проверить верность ваших доводов?

Воспользоваться учебником, дополнительной литературой, попросить рассказать учителя.

Учитывая то факт, что большинство учащихся моего класса владеют некоторыми незначительными навыками чтения, предлагаю следующий выход:

Работа групп.

1 гр. – стр. 41.

2 гр. – работа с карточками, на которых краткие сведения по этому поводу.

  • Удалось ли вам установить, почему зимой птицы прилетают к кормушке?

Вывод:

В зимнее время птицам опасен не мороз, а недостаток пищи. Поэтому так важна подкормка птиц.

 

Организовать исследовательскую деятельность учащихся представляется возможным и на других уроках: русский язык, математика, литературное чтение, трудовое обучение и т.д.

Так на уроках литературного чтения организация исследовательской деятельности уместна при необходимости сравнительного анализа художественных произведений, например, народных сказок, или при сравнительном анализе жанровых особенностей, например, научно-познавательной статьи и художественного рассказа. Интересно проводить исследования на уроках трудового обучения. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.

Рассмотренные методы и формы организации  исследовательской деятельности главным образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение.

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Таким образом учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что готовит их в конечном итоге к  написанию исследовательских работ. Кроме того, применение всех вышеуказанных методов стимулирует активность учащихся в этом деле. Так учащимися моего выпускного класса в течение двух лет было представлено на школьный конкурс исследовательских работ четыре работы. Две были написаны на третьем году обучения, две – на четвертом.

Но к написанию исследовательской работы мы  привлекаем не всех учащихся класса, а только единицы. Поэтому наиболее приемлема индивидуальная форма, но, возможна и групповая.

Интересен тот факт, что, будучи третьеклассниками, учащиеся моего класса отдали предпочтение индивидуальной форме, а в  четвертом классе – групповой.

При организации процесса выполнения исследовательской работы придерживаюсь следующих этапов:

Формулирование темы

Формулирование цели и задач

Теоретические исследования

Экспериментальные исследования

Анализ и оформление научных исследований

Внедрение и эффективность научных исследований

Публичное представление работ.

При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема должна исходить из интересов и желания самого ребенка.

Проследим, как была выбрана тема учеником моего класса Давыдовым Егором.

На экране отображена тема его работы: «Выкармливание птенца галки в домашних условиях».

А далее следует обоснование его выбора, данное самим учащимся.

Из этого следует, что исследование носит свободный характер, рассматриваются вопросы, не касающиеся учебной программы.

Осуществление работы велось достаточно долго, около полугода. Идея возникла достаточно спонтанно. Но нами был составлен план работы, согласно которому осуществлялся подбор и анализ литературы, были определены учреждения, где можно было получить более детальную консультацию по ухаживанию за птенцом галки, в частности, к этой работе были привлечены специалисты городского экологического центра, преподаватели биологии. Безусловно, работа велась в тесном контакте с родителями. В ходе работы осуществлялись простейшие наблюдения, проводился эксперимент.

Результаты зафиксированы и отображены на экране.

Работа представлялась на городском конкурсе, отмечена дипломом II степени.

При организации групповых внеурочных исследований выбор темы может осуществляться двумя путями:

какая-либо проблема может заинтересовать несколько учащихся одновременно, и они договорятся решить эту проблему вместе;

инициатором может быть один ученик. Он же найдет себе группу для написания работы.

Вот каким образом  учащиеся моего класса пришли к написанию исследовательской работы на тему «Я люблю любоўю шчыраю”. “Тэма Радзімы ў творах В.Ф. Гусціновіча”.

Исследование было проведено Садковичем Сергеем, Симченковой Татьяной, Голешовой Татьяной.

Думаю, вас заинтересовало, как возникла идея такого выбора у учащихся четвертого класса.

Один из уроков внеклассного чтения был посвящен нашему земляку Владимиру Короткевичу. Многих учащихся впечатлили его стихи о родном крае. Отмечу, что многие из учащихся этого класса пробовали сами сочинять стихотворные произведения. Группу ребят заинтересовало, могли ли красоты оршанского края вдохновить и других поэтов на написание таких произведений,  которые были бы пронизаны любовью и нежностью к нашей Родине.

Но это еще не стало темой исследования, а только поводом, подтолкнувшим к нему. Окончательный выбор был сделан после посещения музейного кабинета «Литературная Оршанщина», который находится в гимназии №1, ознакомления с произведениями некоторых оршанских поэтов.

Исследование тоже было долгосрочным. Вместе с ребятами мы распределили, что они будут делать вместе, какие работы выполняются каждым в отдельности. Помимо всего прочего в обязанности Садковича Сяргея входило фиксировать основные моменты при помощи фотоаппарата.

Была проделана огромнейшая работа, достаточно трудная. В освещении поэтом темы Родины были очерчены четыре основных линии. Необходимо было проанализировать, сопоставить, определить средства выразительности. Были организованы встречи с поэтом у него дома и в школе. Работа имела практический выход. Ею заинтересовались другие учащиеся класса. Поэтому по окончании исследования, силами группы исследователей, был разработан и проведен классный час с участием поэта.

Таким образом, форм и методов организации исследовательской деятельности достаточно много. А их выбор, применение целиком зависят от творчества и желания учителя. Значит, выбор за нами, дорогие коллеги.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Богоявленская А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.

2. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.

5. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.

6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.

8. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.

9. Разагатова Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.

10. Разагатова Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.

11. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. - 39-44.

12. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.

13. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. - С 32-40.

14. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.

15. Разагатова Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.

16. Роджерс К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.

17. Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье [Текст] / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – М.:Просвещение, 1989. –С.23.

18. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

19. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 1999. – 234 с.

20. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204

21. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.

22. Семенова Н.А Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике [Текст] /Н.А.Савенков// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003. –С.191-195.

23. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах.-Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.

24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

25. Семенова Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе [Текст] / Н.А.Семенова// Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов. - Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.59-62.

26. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова// VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».- Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.40.

27. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике [Текст] /Н.А.Семенова// Воспитание социальной активности подрастающего поколения. Проблемы, поиски, решения. Материалы III научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко, 20-летию ВДЦ «Океан». – Владивосток: Дальнаука, 2003. –С.221-224.

28. Семенова Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] /Н.А.Семенова// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003.- С. 188-191

29. Семенова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. – С. 275-278.

30. Семенова Н.А. Философское обоснование исследовательской деятельности [Текст] /Н.А.Семенова// V Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (23-26 апреля 2001 г.): Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: издательство ТГПУ, 2003.- С.327-330.

31. Слободчиков В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования [Текст] /В.И.Слободчиков //Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1. – С.34 – 38.

 

Подготовила Сулимова Н.Э.,
учитель начальных классов

 

blind

Поиск по сайту

centrpolikk

Musei

Доп. образование

dopobrnew

e diary

bann2

Технопарк

logotechnopark

centrusyn

ШАГ

shag2

Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 369 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr