image2s

Профориентация

Академия БГСХbgooritkzsa2

Институт пограничной

службы РБ

ips


Госэнергогазнадзор

2

uvdinfo

mcs

mchs

Prokuratura

Формы семейного устройства

formy2

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

В прошлом 2009-2010 учебном году на базе нашей школы был создан ресурсный центр по работе с одарёнными детьми. Одной из приоритетных задач этого центра является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых учащихся, реализация их потенциальных возможностей.

Сегодня надежда всего человечества на лучшее связана с новым поколением и прежде всего с одарёнными, талантливыми людьми. Среди самых интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблема её развития всегда волновала педагогов и родителей.

В обыденной жизни одарённость – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающихся с интересом к ним.

Одарённые дети – это прежде всего дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

В этом определении содержится три характеристики:

  1. Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одарённости.
  2. Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности, потребность в умственной нагрузке.
  3. Сформированность эффективных способов деятельности, особенно для проявившейся одарённости.

 

Все вышеуказанные характеристики являются необходимыми. Одарённости не существует, если нет хотя бы одной из этих характеристик.

По исследованиям учёных, детей с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития в общей массе примерно  2%, детей с признаками специальной умственной одарённости (в определённой области науки) – 3%, а учащихся, не достигших по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, склонностью к определённому виду деятельности, - 4,5%.

Американский исследователь Дж. Рензулли считает, что одарённость есть сочетание трёх основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу.

Кого же считают одарённым? Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одарёнными:

  • Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);
  • Дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);
  • Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты), эту категорию детей чаще называют талантливыми;
  • Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Остановимся более подробнее на интеллектуальной одарённости. Интеллектуальную одарённость связывают с высоким уровнем интеллектуального развития, со способностью генерировать новые, оригинальные идеи, находить новые нетрадиционные способы решения проблемных задач.

Для выявления одарённых детей следует решать ряд  задач:

- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми;

- обучение через методическую учёбу, педагогические советы и самообразование;

- накопление методического фонда по данному вопросу;

- знакомство педагогов с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики;

- проведение внеурочных конкурсов, олимпиад различной направленности.

А как же увидеть интеллектуально одарённых детей на первом, начальном этапе обучения?  Главным, ведущим методом выявления одарённых детей является наблюдение.  Это и есть основной метод, которым пользуется учитель начальных классов. Наблюдать за ребёнком нужно не только в процессе учебной деятельности, но и на перемене, во внеурочной деятельности, что даст возможность заметить и проанализировать некоторые особенности поведения и общения одарённого ребёнка. Наблюдая, важно знать, что именно наблюдать.

Педагогу в процессе целенаправленного педагогического наблюдения важно обратить внимание на три основные категории одарённых детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одарённости – в определённой области науки (подростковый возраст).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Кроме этого, важно знать, что может быть характерно для одарённых детей.

Экспериментальные исследования отечественных и западных психологов позволили выявить ряд существенных особенностей интеллектуального и эмоционального развития одарённых детей, которые подтвердили предположение о неравномерности развития интеллектуальной и эмоциональной сферы одарённых детей. Поэтому во второй и третьей категории одарённых детей могут оказаться и младшие школьники.

В многообразии одарённых детей целесообразно выделить две условно полярные группы:

  • Дети с гармоничным, синхронным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития;
  • Дети, психическое развитие которых отличается дисбалансом, диссинхронностью в уровне сформированности указанных сторон.

О детях 6-9 лет мы часто слышим, что они бывают мечтательными, плаксивыми, впечатлительными, раздражительными, обидчивыми, боязливыми, застенчивыми, неуверенными, нуждаются в большой поддержке, часто бывают надоедливыми, терпеть не могут проигрывать, всегда должны быть лучшими и обязательно в центре внимания. Все эти свойства можно рассматривать как типичные показатели расхождения в развитии различных аспектов личности ребёнка.

  • Одарённые дети очень любопытны, что впоследствии трансформируется в устойчивую познавательную потребность. «А как это устроено? Почему это происходит? Что будет, если изменить условия?» - эти вопросы дети задают ещё в дошкольном возрасте. Им необходимо активно исследовать окружающий мир.
  • Одарённых детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.
  • Одарённые дети обладают отличной памятью. Эта особенность базируется на раннем развитии речи и абстрактном мышлении. Их отличает  способность классифицировать информацию и опыт, широко пользоваться накопленными знаниями. Часто любимым  увлечением выступает коллекционирование.
  • Раннее речевое развитие. Одарённых детей отличает большой словарный запас, умение ставить вопросы. Они  придумывают слова, должные , по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые ситуации, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии.
  • Одарённые дети легко справляются с познавательной неопределённостью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и не любят готовых ответов.
  • Познавательная самодеятельность. Это стремление к постоянному углублению в проблему. Для одарённого ребёнка решение задачи не является завершением работы, а определяет начало будущей работы.
  • Повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в интересующей сфере. Они буквально погружаются в своё занятие, если оно им интересно.
  • Интересы и склонности имеют такую специфическую особенность, как устойчивость и широту.

Таким образом, основной смысл работы на данном этапе (назовём его этап предварительного поиска) состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребёнке из разных источников: от родителей, врачей, практических психологов и самих детей. Собранная таким образом информация позволяет создать первое  представление о каждом поступившем в первый класс ребёнке.

Следующий этап работы – оценочно-коррекционный. Данный этап ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной информации. Дети включаются в учебную деятельность.

На данном этапе  задачей учителя является отбор форм, методов и приёмов обучения, которые способствуют наиболее эффективному развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, позволяют использовать свои знания в нестандартных ситуациях.

Основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Основной задачей педагога при работе с детьми является то, что в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности детей. Для этого можно и нужно  использовать эффективные технологии, в основе которых лежит проблемное обучение, а именно: технологию  проблемного обучения, технологию развивающего обучения, технологию критического мышления. Ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи. В процессе решения проблемных ситуаций, наиболее ярко проявляются дети с нестандартным мышлением.

Все формы и методы работы можно разделить  на урочные и внеурочные.

К урочным относятся такие формы, методы и приёмы:

- развитие индивидуального стиля учебной деятельности;

- индивидуальная и дифференцированная направленность учебного процесса;

-использование межпредметного подхода на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний;

- поуровневое объяснение учебного материала;

- групповые формы работы;

- различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

- стимулирующие занятия;

- задания творческого характера;

- проектная деятельность.

К внеурочным относятся:

- предметные недели;

- интеллектуальные олимпиады;

- факультативные занятия;

- кружковые занятия;

- конкурсы различной направленности;

- система внеклассной воспитательной работы.

Представляется целесообразным организация таких мероприятий, как :

А) Заочные олимпиады. Мероприятия с неограниченным количеством участников. Основная задача таких мероприятий – собрать круг заинтересованных школьников. Наиболее отработанной формой таких мероприятий являются заочные олимпиады. В них могут принять участие все желающие.

Надо отметить, что заочная олимпиада существенно отличается от очных форм работы. Задания для неё должны быть настолько интересными, чтобы дети захотели на них ответить. Ведь у организаторов олимпиады нет никакой возможности воздействовать на её участников. В заочной олимпиаде от авторов зависит гораздо больше, чем в очных формах. Свою любовь к предмету, своё увлечение нужно передать невидимым и незнакомым участникам. Это значит, что задания должны быть составлены так, чтобы независимо от результата сам факт работы с ними обогащал ребёнка, заинтриговывал, заставлял искать, чтобы ему было интересно прислать свой ответ, когда к этому ничто не обязывает.

Б) Турниры и праздники. Очные мероприятия с ограниченным количеством участников – турниры и праздники.

Турниры – это командные интеллектуальные соревнования школьников, которые могут проводиться как самостоятельные мероприятия, так и во время проведения очных олимпиад.

В) Интеллектуальный марафон.

Г) Конференции исследовательских работ школьников.

Конференции – это конкурсы творческих работ школьников, которые могут иметь форму самостоятельных теоретических или экспериментальных исследований, программных продуктов или обзорных рефератных работ. Предпочтение всегда при этом отдаётся исследовательским работам.

Вся работа по выявлению одарённости детей младшего школьного возраста опирается на следующие принципы:

  1. Индивидуализация и дифференциация обучения.
  2. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия учащихся как необходимого условия успешности любой деятельности.
  3. Соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности.
  4. Сохранение высокой самооценки одарённого ребёнка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности.
  5. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и обеспечивающей возможность её удовлетворения (кружки, экскурсии, пример взрослых и др.)
  6. Широкая реализация межпредметных связей в образовательном процессе и в индивидуальной работе с учащимися.
  7. Совместная работа учеников над определённой проблемой при минимальном участии учителя.
  8. Свобода выбора учащимися направлений внеурочной деятельности.
  9. Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.

И, наконец, третий этап работы – этап заключительного отбора. На этом этапе мы выделяем из определённого количества учащихся группу  одарённых  и высокомотивированных детей, с которыми впоследствии  планируем дальнейшую работу.

Ключевая роль в выявлении, развитии и обучении высокомотивированных и одарённых детей принадлежит учителю. Только талантливый учитель может воспитать талантливого ученика. Какими же качествами должен обладать учитель?

  • Учитель для одарённого ребёнка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
  • Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присущи чувство собственного достоинства, которое следует ценить и уважать, оберегать;
  • Учитель стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Подводя итоги вышесказанного, можно сказать, что выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Проблема выявления одарённых детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребёнка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» или «неодарённых» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одарённый ребёнок.

 

Вслед трудностям приходит облегченье,

Чтоб так случилось, надо лишь терпенье.

Терпенье открывает путь победам.

Идёт удача за терпеньем следом

Удачи вам и терпенья!

(Низами   Хафиз)

 

 

Памятка «Как выявить одарённого ребёнка на начальном этапе обучения»

1 . С целью выявления одарённого ребёнка используйте метод экспертных оценок (независимое мнение участников образовательного процесса: педагогов, психолога, ребёнка, родителей).

Главный, ведущий метод выявления одарённых детей  -  наблюдение. Наблюдать за ребёнком нужно не только в процессе учебной деятельности, но и на перемене, во внеурочной деятельности, что даст возможность заметить и проанализировать некоторые особенности поведения и общения одарённого ребёнка. Наблюдая, важно знать, ЧТО именно наблюдать.

2 . В  процессе целенаправленного педагогического наблюдения обратите внимание на три основные категории одарённых детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одарённости – в определённой области науки (подростковый возраст).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

3 .  Помните, что может быть ХАРАКТЕРНО для одарённых детей:

- Одарённые дети очень любопытны, что впоследствии трансформируется в устойчивую познавательную потребность. «А как это устроено? Почему это происходит? Что будет, если изменить условия?» - эти вопросы дети задают ещё в дошкольном возрасте. Им необходимо активно исследовать окружающий мир.

- Одарённых детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.

- Одарённые дети обладают отличной памятью. Эта особенность базируется на раннем развитии речи и абстрактном мышлении. Их отличает  способность классифицировать информацию и опыт, широко пользоваться накопленными знаниями. Часто любимым  увлечением выступает коллекционирование.

- Раннее речевое развитие. Одарённых детей отличает большой словарный запас, умение ставить вопросы. Они  придумывают слова, должные , по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые ситуации, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии.

- Одарённые дети легко справляются с познавательной неопределённостью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и не любят готовых ответов.

- Познавательная самодеятельность. Это стремление к постоянному углублению в проблему. Для одарённого ребёнка решение задачи не является завершением работы, а определяет начало будущей работы.

- Повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в интересующей сфере. Они буквально погружаются в своё занятие, если оно им интересно.

- Интересы и склонности имеют такую специфическую особенность, как устойчивость и широту.

4 . При организации образовательного процесса используйте технологии, формы, методы и приёмы обучения, которые способствуют наиболее эффективному развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, позволяют использовать свои знания в нестандартных ситуациях.

5 . Постоянно работайте над повышением своего методического уровня в вопросах организации работы с одарёнными детьми:

  • знакомьтесь с научными данными о психологических особенностях  и методических приёмах работы с одарёнными детьми, с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики;
  • накапливайте методический фонд по данному вопросу;
  • используйте интернет-ресурсы.

 

Подготовила Косякова Н.В.,
учитель начальных классов

 

blind

Поиск по сайту

centrpolikk

Musei

Доп. образование

dopobrnew

e diary

bann2

Технопарк

logotechnopark

centrusyn

ШАГ

shag2

Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 616 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr