image2s

Профориентация

Академия БГСХbgooritkzsa2

Институт пограничной

службы РБ

ips


Госэнергогазнадзор

2

uvdinfo

mcs

mchs

Prokuratura

Формы семейного устройства

formy2

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Презентация (скачать)

Понятие «портфолио» вошло в русский язык одновременно из нескольких языков. Так, с итальянского языка «portfolio» переводится просто как  «портфель». Английское слово «portfolio» означает портфель, папка для важных документов. Если рассматривать портфолио как слово французского происхождения (porter – излагать, формулировать и folio – лист, страница), то значение его – досье, собрание достижений.

Несмотря на этимологическую разбросанность, термин  «портфолио» объединяет собирательность, т.к. для всех трактовок важна продуктивность, качественная наполненность.

Самое общее определение портфолио – это серия работ одного автора, объединённых общей  темой. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:

  • Антология работ учащегося, предполагающее его непосредственное участие в их выборе, а так же их анализ и самооценку;
  • Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
  • Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая  не только его учебные результаты, но и усилия приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
  • Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем  и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
  • Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения;
  • Форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

Несмотря на различные подходы к определению понятия, портфолио дополняет традиционные  контрольно-оценочные  средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самооценки собственного познавательного и творческого труда, рефлексии собственной деятельности.

Неоднозначность термина повлекла за собой разнообразие типовых подходов.

Различают портфолио по целям:

  • Как способ оценивания учебных достижений – папка с готовым, выбранными и специально оформленными работами. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию ученика и уровень достижений ученика.
  • Портфолио курсов (тематические, предметные портфолио) – документации работ школьника в рамках определённого курса, служат как инструмент самого обучения.

Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и ступеням обучения.

Цель определяет структуру и содержание портфолио. В педагогической практике портфолио часто бывает смешанного типа, но по ведущей цели его можно отнести к тому или иному типу.

Соответственно выделяют три основных типа портфолио:

  1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений;
  2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах, учебных лагерях, различного рода практик и художественных достижений и др;
  3. Портфолио отзывов – включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками дополнительного образования и др.

Автор может хранить в портфолио всё, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету). Каждый продукт, помещённый в портфолио, в идеале должен сопровождаться кратким рефлексивным комментарием (что получилось, какие выводы можно сделать) и датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы окончательный вариант его оформления включал в себя четыре обязательных элемента:

  1. Титульный лист;
  2. Сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;
  3. Аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио;
  4. Самоанализ и прогноз на будущее.

В портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки требования к оформлению работы. Примерные требования к оформлению портфолио:

  1. Творчески оформлена обложка, отражающая личность и интересы учащегося;
  2. Листы (файлы) должны свободно извлекаться, добавляться – это позволяет вносить изменения и в содержание, и в структуру портфолио;
  3. Чётко сформулированное оглавление (рубрики);
  4. Соответствие содержания названию рубрик;
  5. Полноценная и равноценная наполняемость рубрик.

Портфолио не только является современной образовательной технологией и эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Принципами действия такой технологии, как портфолио являются следующие.

  1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами познавательной и практической деятельности.
  2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
  3. Структуризация материалов портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
  4. Презентабельность и оригинальность оформления.
  5. Целостность, тематическая завершённость представленных материалов.
  6. Наглядность и обоснованность презентации.

Для отбора материалов в портфолио могут быть самые разные рекомендации и критерии. Эти критерии должны помочь в организации обучения при помощи портфолио.

Основными критериями качества портфолио в школе являются:

  • Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
  • Сформированность умения решать задачи;
  • Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.;
  • Развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с сообщением, сформированность письменного языка, умение чётко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.)
  • Сформированность умений самоконтроля самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Данные критерии в большей степени способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели. Помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

Таким образом, главная цель технологии «Портфолио» - организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию её результатов и продуктов, анализ и оценку, проведённые автором.

 

 

Приложение 1

Четыре обязательных элемента портфолио:

  1. Титульный лист;
  2. Сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;
  3. Аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио;
  4. Самоанализ и прогноз на будущее.

 

Приложение 2

Примерные требования к оформлению портфолио:

  1. Творчески оформлена обложка, отражающая личность и интересы учащегося;
  2. Листы (файлы) должны свободно извлекаться, добавляться – это позволяет вносить изменения и в содержание, и в структуру портфолио;
  3. Чётко сформулированное оглавление (рубрики);
  4. Соответствие содержания названию рубрик;
  5. Полноценная и равноценная наполняемость рубрик.

 

Приложение 3

Примерная структура  портфолио ученика.

1. Титульный лист. Содержит основную информацию – фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; контактная информация и фото ученика.

2. раздел «Мой мир». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

  • Моё имя (чем оно интересно, история его происхождения);
  • Моя семья;
  • Мой город;
  • Мои друзья;
  • Мои увлечения;
  • Моя школа;
  • Мои любимые школьные предметы и др.

3. Раздел «Моя учёба». Ученик наполняет этот раздел контрольными работами и их результативностью, интересными проектами, графиками роста скорости чтения, участия в олимпиадах и конкурсах и т.д.

4. Раздел «Общественная работа». Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

5. Раздел «Моё творчество». В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, стихи, сказки. Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать  информацию об этом мероприятии

6. Раздел «Мои впечатления». Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребёнку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

7. Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма и др.

8. Раздел «Отзывы и пожелания». В этом разделе учитель может записать заметку о стараниях ученика, высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

Подготовила  Емельянова С.П.,
учитель начальных классов
 

blind

Поиск по сайту

centrpolikk

Musei

Доп. образование

dopobrnew

e diary

bann2

Технопарк

logotechnopark

centrusyn

ШАГ

shag2

Авторизация



Посетители на сайте
Сейчас 797 гостей онлайн
Электронный адрес: info@goroo-orsha.by                                                                          

Мы в соцсетях

Регистрационное свидетельство №3141101842 выдано НИРУП «Институт прикладных программных систем» kn vkfkn okinstagram telegr