Понятие «портфолио» вошло в русский язык одновременно из нескольких языков. Так, с итальянского языка «portfolio» переводится просто как «портфель». Английское слово «portfolio» означает портфель, папка для важных документов. Если рассматривать портфолио как слово французского происхождения (porter – излагать, формулировать и folio – лист, страница), то значение его – досье, собрание достижений.
Несмотря на этимологическую разбросанность, термин «портфолио» объединяет собирательность, т.к. для всех трактовок важна продуктивность, качественная наполненность.
Самое общее определение портфолио – это серия работ одного автора, объединённых общей темой. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:
- Антология работ учащегося, предполагающее его непосредственное участие в их выборе, а так же их анализ и самооценку;
- Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
- Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
- Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
- Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения;
- Форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
Несмотря на различные подходы к определению понятия, портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самооценки собственного познавательного и творческого труда, рефлексии собственной деятельности.
Неоднозначность термина повлекла за собой разнообразие типовых подходов.
Различают портфолио по целям:
- Как способ оценивания учебных достижений – папка с готовым, выбранными и специально оформленными работами. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию ученика и уровень достижений ученика.
- Портфолио курсов (тематические, предметные портфолио) – документации работ школьника в рамках определённого курса, служат как инструмент самого обучения.
Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и ступеням обучения.
Цель определяет структуру и содержание портфолио. В педагогической практике портфолио часто бывает смешанного типа, но по ведущей цели его можно отнести к тому или иному типу.
Соответственно выделяют три основных типа портфолио:
- Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений;
- Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах, учебных лагерях, различного рода практик и художественных достижений и др;
- Портфолио отзывов – включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками дополнительного образования и др.
Автор может хранить в портфолио всё, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету). Каждый продукт, помещённый в портфолио, в идеале должен сопровождаться кратким рефлексивным комментарием (что получилось, какие выводы можно сделать) и датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы окончательный вариант его оформления включал в себя четыре обязательных элемента:
- Титульный лист;
- Сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;
- Аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио;
- Самоанализ и прогноз на будущее.
В портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки требования к оформлению работы. Примерные требования к оформлению портфолио:
- Творчески оформлена обложка, отражающая личность и интересы учащегося;
- Листы (файлы) должны свободно извлекаться, добавляться – это позволяет вносить изменения и в содержание, и в структуру портфолио;
- Чётко сформулированное оглавление (рубрики);
- Соответствие содержания названию рубрик;
- Полноценная и равноценная наполняемость рубрик.
Портфолио не только является современной образовательной технологией и эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Принципами действия такой технологии, как портфолио являются следующие.
- Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами познавательной и практической деятельности.
- Систематичность и регулярность самомониторинга.
- Структуризация материалов портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
- Презентабельность и оригинальность оформления.
- Целостность, тематическая завершённость представленных материалов.
- Наглядность и обоснованность презентации.
Для отбора материалов в портфолио могут быть самые разные рекомендации и критерии. Эти критерии должны помочь в организации обучения при помощи портфолио.
Основными критериями качества портфолио в школе являются:
- Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
- Сформированность умения решать задачи;
- Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.;
- Развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с сообщением, сформированность письменного языка, умение чётко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.)
- Сформированность умений самоконтроля самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).
Данные критерии в большей степени способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели. Помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.
Таким образом, главная цель технологии «Портфолио» - организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию её результатов и продуктов, анализ и оценку, проведённые автором.
Приложение 1
Четыре обязательных элемента портфолио:
- Титульный лист;
- Сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;
- Аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио;
- Самоанализ и прогноз на будущее.
Приложение 2
Примерные требования к оформлению портфолио:
- Творчески оформлена обложка, отражающая личность и интересы учащегося;
- Листы (файлы) должны свободно извлекаться, добавляться – это позволяет вносить изменения и в содержание, и в структуру портфолио;
- Чётко сформулированное оглавление (рубрики);
- Соответствие содержания названию рубрик;
- Полноценная и равноценная наполняемость рубрик.
Приложение 3
Примерная структура портфолио ученика.
1. Титульный лист. Содержит основную информацию – фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; контактная информация и фото ученика.
2. раздел «Мой мир». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
- Моё имя (чем оно интересно, история его происхождения);
- Моя семья;
- Мой город;
- Мои друзья;
- Мои увлечения;
- Моя школа;
- Мои любимые школьные предметы и др.
3. Раздел «Моя учёба». Ученик наполняет этот раздел контрольными работами и их результативностью, интересными проектами, графиками роста скорости чтения, участия в олимпиадах и конкурсах и т.д.
4. Раздел «Общественная работа». Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
5. Раздел «Моё творчество». В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, стихи, сказки. Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии
6. Раздел «Мои впечатления». Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребёнку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
7. Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма и др.
8. Раздел «Отзывы и пожелания». В этом разделе учитель может записать заметку о стараниях ученика, высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.