Бухгалтер -_______________, вызов - ________________,тренер -__________________,
Взвод -__________________, аэропорт -_________________, фронт -_______________,
Порт -________________, торт -_________________, инженер -_________________,
Месяц ________________.
2. Определи, в каком падеже в слове сердцА произносится [д].
3. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской ОТПУСКНОЙ
К нам пришёл на ВЫХОДНОЙ.
Шурка – слесарь в МАСТЕРСКОЙ,
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как ВОЕННЫЙ.
4. Составь словосочетания или предложения, в которых данные слова являлись бы разными частями речи.
Покрой, жгут, стих, пила.
5. Поставь ударение в прилагательных.
Новорождённый ребёнок, кухонный стол, тигровая шкура, газированная вода, двоюродный брат, хлопковое масло, зубчатая стена, домовая книга.
6. Найди ошибки в образовании формы родительного падежа множественного числа.
Много барж, нет гольфов, пара чулков, много помидоров, нет полотенец, пять вёдер, нет туфлей.
7. Вставь в словосочетание нужные предлоги.
Вышел… автобуса.
Сошёл …поезда.
Вернулся …школы.
Пошёл …грибы.
Вырезал …бумаги.
8. Придумай и запиши примеры слов по грамматическим признакам.
Существительные:
- Ж.р., собст., ед.ч.,П.п. -_______________________________________
- М.р., неодуш., нариц., мн.ч., Д.п. -________________________________
Прилагательные:
- ж.р., ед.ч., Д.п. -_______________________________________
- м.р., ед.ч., Т.п. -_________________________________________
- с.р., мн.ч., Р.п. -________________________________________
9. Составь словосочетание «прилагательное + существительное» со словами:
Кофе, сирень, шампунь, такси, тень, тюль, мозоль.
10. Выпиши слова, которые можно отнести к разным частям речи.
Рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой, мели, окуни, пряди.
11. Придумай как можно больше сочетаний прилагательного СВЕЖИЙ с существительным.
12. Поставь глаголы в форму 3 лица, множественного числа:
Таять - __________________
Бороться - __________________
Сеять -_______________________
Гонять - _____________________
Тащить -______________________
Образуй форму 1 лица, единственного числа, настоящего времени от данных глаголов:
Мурлыкать -_______________________
Дудеть - ______________________
Чудить - ________________________
Скользить - _____________________
Победить - _______________________
13. Замени данные высказывания одним словом – наречием.
Не по карману -___________________
На краю света - ___________________
Со всех ног - _______________________
Как в аптеке -_________________________
По совести - _______________________
Раз, два и обчёлся - _____________________
Бок о бок - __________________
Испокон века - ____________________
Как гром среди ясного неба - __________________________
14. От каких слов можно образовать одушевлённые имена существительные женского рода? Подчеркни.
Студент, кочегар, щтукатур, артист, одессит, пилот, электрик, матрос, фантазёр, аристократ, водолаз.
15. Поставь слова во множественном числе.
Человек - _________________, лист (бумаги) - _________________ , лист (дерева) - ________________, зуб (волка) - __________________, зуб (пилы) - __________________.
16. Спиши. Укажи части речи.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.
17. Найди «четвёртое лишнее». Обоснуй свой выбор.
- Носок, мозоль, георгин, помидор.
- Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
- Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
- Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
- Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
- Дебри, прения, игры, шахматы.
- Тбилиси, Дели, Онтарио, кофе.
- Плакса, неряха, невежа, госпожа.
18. К данным прилагательным подбери существительные с шипящим на конце и запиши словосочетания.
Красивая ……………………………, чёрный ……………………, острый …………………..,
Золотая ………………, колючий ………………., ночная ………………., непромокаемый ……………….
19. Укажи, в каких примерах выделенное слово является прилагательным:
Иду в ванную, дежурный врач, началась уборочная, Демьян Бедный, вызвать в учительскую, больной мальчик, запасы в кладовой, больной стонал.
20. Определи, какие слова здесь записаны. Составь и запиши с ними словосочетания. Обозначь, к какой части речи данные слова относятся.
Обе[т], поро[к], ве[с’]ти, пе[ч’].
21. Не меняя ни одного звука, преврати данные существительные в другие части речи. Укажи какие.
Съезд - _____________________
Лесть - ______________________
Пядь (старинная мера длины) - ________________________
22. Допишите окончания прилагательных и местоимений в следующих предложениях:
Мать говорит сыну: “Нельзя быть так___ неряхой”.
Эт___ маленьк___ непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты.
Моя сестра Лена – всем известн___ тихоня.
Ваня - больш___ умница.
Мой брат Витя - настоящ___ забияка.
23. В какой форме надо поставить глаголы воротить, вышибать, зубрить, запевать, менять, чтобы превратить их одновременно в одушевлённые существительные?
24. Обозначь род имён существительных.
Какаду, кенгуру, желе, суфле, ассорти, шимпанзе, кольраби, колибри.
25. Составь словосочетание “существительное + прилагательное” со словами:
Кофе- __________________________________,
шампунь - __________________________,
такси-_____________________________,
пальто -_________________________________.
26. Запиши имена прилагательные с именами существительными :
- В родительном падеже: спелая рожь, вольный ветер;
________________________________________________________________________
- В дательном падеже: творческая молодёжь, лёгкое облако;
________________________________________________________________________
- В творительном падеже: лесная дорожка, синее море;
_________________________________________________________________________
- В предложном падеже: сырая земля, мягкая кровать.
__________________________________________________________________________
27. Спиши отрывок из сказки Л.Кэролла “Алиса в Зазеркалье” и укажи, какими частями речи являются “зазеркальные слова”.
Варкалось, хливкие шарьки тачно пырялись по наве, и хрюкотали все зелюки, как мюмзики в мове.
28. Поставь имена существительные в форме Р.п. множественного числа.
Абрикос - _________________,
апельсин -________________,
бездна-_______________,
килограмм - _________________,
тапки-_______________,
сковорода -_______________,
пустыня -______________,
слесарь -_________________,
татары -_______________,
чулки -_______________,
носки -__________________,
дно- ________________,
георгин ______________,
яблоко - ________________.