Полоска земли, предназначенная для передвижений, путь сообщения - _________ .
Приём пищи в середине дня - ____________ .
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам - ___________ .
Двенадцатая часть года - ___________ .
Ответ: дорога, обед, аллея, месяц.
2. Употребите слова почивать и потчевать правильно. Вставьте их в предложения.
а) Размазав кашу по тарелке, лиса ______________ журавля.
б) Бабушка устала и отправилась ______________ .
Ответ: а) потчевать; б) почивать.
3. Выпиши пары слов, которые являются синонимами.
а) Польза – выгода;
б) одолеть – сломить;
в) погасить – потушить;
г) серый – печальный.
Ответ: а) польза – выгода; б) одолеть – сломить; в) погасить – потушить.
4. Составьте и запишите словосочетания, в которых слова кисть, прямой, бархатный употреблены в переносном значении.
5. Переставьте буквы в каждой паре слов и составьте третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
а) охра + под = _______________
б) ров + поза = _______________
в) лик + пена = _______________
г) иск + том = ________________
д) кожа + ворон = ______________
Ответ: а) пароход; б) паровоз; в) пеликан; г) мостик (москит); д) жаворонок.
6. Из букв каждой пары слов составьте название животного.
а) лик + рок = _______________
б) поле + дар = _______________
в) шаль + до = _______________
г) лов + буй = _______________
Ответ: а) кролик; б) леопард; в) лошадь; г) буйвол.
7. Из букв каждой тройки составьте название гриба.
а) диво + пони + сок = ______________
б) воз + бедро + пике = ______________
в) хор + ум + ом = _______________
г) лён + ас + ком = _______________
Ответ: а) подосиновик; б) подберёзовик; в) мухомор; г) маслёнок.
8.Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
а) риф + ель + кадки = ________________
б) ель + сад + рак = _________________
в) рис + кепи = _________________
г) рыба + соки = _________________
д) нива + реки = _________________
Ответ: а) фрикадельки; б) сарделька; в) персики; г) абрикосы; д) вареники.
9. Пользуясь буквами только данных слов, составьте новые слова.
а) логика - _____________
б) ракета - _____________
в) каприз - _____________
г) мольба - _____________
д) каратист - ____________
Ответ: а) иголка; б) карета; в) приказ; г) альбом; д) артистка.
10. Из данных букв составьте слово:
а) р а ч у к
б) ш о к а л
Ответ:
11. Из данных слогов запишите 5 слов:
лы, ча, пру, ма, на, ща, кры, жи, ши, на.
Ответ: лыжи, чаща, машина, шина, пружина.
12. Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Запишите их. Найдите лишнее слово и подчеркните его.
о з а р; и и л л я; с у л т; и н п о
Ответ: роза, лилия, стул, пион.
13. В каждом из этих слов спряталось другое. Найдите его. Запишите парами.
Хлев, коса, укол, уточка, щель, столб.
Ответ: лев, оса, кол, точка, ель, стол.
14. Напишите названия животных, которые «спрятались» в данных словах в алфавитном порядке:
Побелка, палисадник, посёлок, укротитель, заслонка.
Ответ: белка, лиса, осёл, крот, слон.
15. Отгадайте названия птиц, которые соответствуют схемам. Напишите эти слова, разделив их чёрточкой для переноса:
- - - - - - й. - - - - ж.
- - - - - а. - - - ч.
Ответ: со-ло-вей, стриж, со-ро-ка, грач.
16. Выпишите слова из набора букв.
Рекакулатакаллеягнёноккотабуреторт.
Ответ: река, акула, атака, аллея, ягнёнок, кот, табурет, бур, торт.
17. Поработайте волшебниками:
Как мел превратить в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число?
Ответ: мел –мель, угол –уголь, шест –шесть.
18. Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данные слова:
Лес - хотеть –
горе - темнота –
мороз - крепость –
сообщение - невиданный –
Ответ: бор, беда, холод, извещение, желать, сумерки, цитадель, диковинный.
19. Подберите синонимы к словам.
Работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.
Ответ: дело, шумный, непроходимый, грусть, шуметь.
20. Замените данные словосочетания одним словом-синонимом.
а) очень тихий разговор - …;
б) плод дуба - …;
в) водитель автомобиля - … .
Ответ: шёпот, жёлудь, шофёр.
21. Подберите антонимы к словам.
а) Мягкий - …;
б) натуральный - …;
в) снаружи - … .
Ответ: а) твёрдый; б) искусственный; в) внутри.
22. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно?
Ком, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.
Ответ: карман, мандат, анаконда.
23. Напишите глаголы противоположные по значению.
Помогать - … Ненавидеть - …
Говорить - … Смеяться - …
Надеть - … Падать - …
Рисовать - … Радоваться - …
Ответ: мешать, молчать, снять, стирать, любить, плакать, вставать, грустить.
24. Прочитайте. Спишите предложения в порядке усиления движения от самого медленного до самого быстрого.
Путник шагает. Лошадь бежит. Черепаха ползёт. Машина едет. Поезд мчится.
Ответ: Черепаха ползёт. Путник шагает. Лошадь бежит. Машина едет. Поезд мчится.
25. Подберите слова, близкие по смыслу (синонимы).
а) Худой - …;
б) бросать - …;
в) воин - …;
г) опрятный - … .
Ответ: тощий, кидать, солдат (защитник), аккуратный.
26. Два класса объединили в один. Что произошло?
Сливание. Слитие. Слияние. Сливка. Слив.
Ответ: слияние.
27. В песне А. Дулова «Посёлок дачный» есть строчки:
К чему скитаться розно?
Обнимемся в пути.
Теперь ещё не поздно
На палубу взойти.
Что означает слово «розно»? (По морям, подолгу, поодиночке, понемногу, по заграницам.)
Ответ: поодиночке.
28. В русском языке есть два разных глагола «жать». Значение одного из них – «давить». Найдите в списке ответов значение второго глагола.
Полоть сорняки; вести трактор; срезать стебли злаков; сеять.
Ответ: срезать стебли злаков.
29. Исключите слово, которое означает не такой вид растительности, как остальные из списка.
Джунгли, ельник, бор, луг, дубрава.
Ответ: луг.
30. Какие из данных слов обозначают группу людей?
Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча?
Ответ: толпа, гурьба, орава.
31. Какое из данных слов по смыслу существенно отличается от остальных?
Буран, ураган, вьюга, метель, пурга?
Ответ: ураган.
32. Какие из перечисленных названий обуви русские по происхождению?
Босоножки, бутсы, сандалии, ботинки, чешки, валенки?
Ответ: босоножки, валенки.
33. Соедините слова левого и правого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Сено Овод
Стол Ежи
Зал Ода
Газ Вал
Гриб Очки
Хор Он
Бор Яр
Ответ: сеновал, столяр, залежи, газон, грибочки, хоровод, борода.
34. Найдите лишнюю пару слов и выпишите её.
Робкий – смелый, тёмный – светлый, широкий – узкий, глубокий – мелкий, громкий – сильный, умный – глупый.
Ответ: громкий – сильный.
35. К данным глаголам подберите синонимы.
а) Блестит - …;
б) мыслит - …;
в) бранит - …;
г) рыдает - … .
Ответ: сверкает, думает, ругает, плачет.
36. Объясните значения слов. Составьте с ними предложения.
Съезд, прошмыгнуть.
Ответ: Съезд – 1) собрание представителей каких-нибудь организаций, групп населения. 2) Место, по которому съезжают, спуск. Прошмыгнуть – пройти внутрь чего-либо или исчезнуть.
37. В каждом языке есть слова-иностранцы, которые народ заимствовал из других языков. Например, слова «массаж», «жюри», пришли в русский язык из французского языка; «джентельмен», «футбол» - из английского; «штурм», «штамп» - немецкого.
Определите, из каких языков, названных выше, пришли в русский язык данные слова. Назовите имеющиеся в данных словах признаки, характерные для каждого из названных языков.
Кафе, паштет, волейбол, пюре, жалюзи, штраф, спортсмен, гараж, бейсбол, коттедж, пейзаж, штрих, джаз.
Ответ: кофе, пюре, жалюзи, гараж, пейзаж, массаж – из французского языка; паштет, штраф, штрих – из немецкого языка; волейбол, бейсбол, джаз, коттедж, джентельмен, спортсмен – из английского.
38. Как называется короткая смешная история?
а) онегдот;
б) анекдот;
в) анигдот;
г) анигдод.
Ответ: б).
39. Составьте с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом в переносном.
Тепло - …, …;
металл - …, …;
чёрный - …, …;
хлебнуть - …, … .
Ответ: тепло печки – душевное тепло; цветной металл – металл в голосе; чёрный цвет – чёрные мысли; хлебнуть молока – хлебнуть горя.