(Предпосылки учебной деятельности)
Чтобы быть по-настоящему учеником, успешно учиться, ребёнок должен понимать учебную задачу, т.е. способ деятельности, который предлагает учитель. Для учения необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою работу. Всё это окончательно формируется в самой учебной деятельности, но предрасположенность к их развитию объективно присуща детям старшего дошкольного возраста. Вместе с тем, чтобы обучать детей, нужно иметь представление о развитии соответствующих качеств конкретно у каждого ребёнка. С этой целью с детьми знакомятся до начала учебного года.
Во время устной беседы проверяется речь ребёнка (связанность, эмоциональность, чёткость, словарный запас), способность ребёнка понимать вопрос и отвечать по существу, не отвлекаясь на постороннее, фонематический слух, логичность суждений; при выполнении практических заданий (рисование, изготовление аппликаций, манипуляция кубиками и геометрическими фигурами) – сенсорное развитие, умение планировать свои действия.
Наряду с этим выявляется исходный уровень первоначальных математических представлений, знание цифр, букв, владение ножницами и др. Но эти показатели не являются существенными.
Учёные и учителя-практики отмечают характерную для шестилеток неравномерность их развития. «Разброс» в уровнях развития шестилетних первоклассников гораздо больше, чем среди семилетних детей. Психологи указывают его основную причину – условия жизни и воспитания. Различия в развитии учебных предпосылок детей очень затрудняют работу учителя. На помощь должны придти родители, развивая у своего ребёнка чувства, мышление, наблюдательность, внимание, память, воображение, практические умения и навыки.