***
(Воля, дисциплина, самостоятельность)
Безусловно, одного желания недостаточно, чтобы ребёнок хорошо учился. Формирование мотивов неразрывно связано с развитием волевых качеств: настойчивости, выдержки, дисциплины, самостоятельности. Учителя, много лет проработавшие в начальных классах, уверяют, что 35-мин. урок с шестилетками провести гораздо труднее, чем 45-мин. с семилетними первоклассниками. Шестилетние дети в своём большинстве легковозбудимы, подвижны, очень эмоциональны. Они не ждут, когда их спросит учитель, выкрикивают ответ на вопрос, обижаются, когда вызывают другого. Часто ребёнок знает, что этого делать нельзя, но сила желания заглушает в нём разумность. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолётное обдумывание. Утомление, которое нередко возникает на уроке, особенно в первые дни учёбы, повышает эмоциональную возбудимость.
Особенно много хлопот с теми, кто не приучен к самостоятельности. Такие дети требуют помощи буквально во всём: на уроке, в столовой, игровой комнате, спальне, гардеробе. Учителю и воспитателю приходится тратить много усилий и времени на воспитание усидчивости, сдержанности, самостоятельности начинающих школьников.
Как же быть? Надеяться, что с возрастом дети станут степеннее, собраннее, послушней, самостоятельней? Нет! Учитывать возрастные особенности здесь нужно главным образом при выборе средств воспитания. Не закрывая глаза на шалости ребёнка, нужно при этом избегать излишней строгости, постоянных запрещений, наказаний, не принимать активность детей за недисциплинированность. Важно позаботиться учителю вместе с родителями о морально-волевой подготовке детей к школе.
Беседуя с детьми и с родителями, учитель сможет выяснить, как развиты морально-волевые качества будущего школьника, нет ли отклонений в поведении, которые помешают ему хорошо учиться, что поможет избежать некоторых сложностей, если этому уделить внимание ещё до начала учебного года.
Самостоятельный ребёнок легко переживает период перехода от дошкольного образа жизни к школьному. Самостоятельный ученик, получив задание, сразу приступает к его выполнению, не ждёт подсказки или одобрения. В новой ситуации он не теряется, спокоен, в целом легко включается в новую для него учебную деятельность.
В детских садах этой проблеме уделяется много внимания. Дети, не посещающие д/с, требуют особого внимания школы. Для этого при школах и проводятся занятия для подготовки пятилетних детей к школе, где проводятся консультации беседы и для родителей, а у будущих первоклассников учителя воспитывают самостоятельность в поведении, труде, учении.