Кутеинский Богоявленский мужской монастырь
«…Близь славного града Орши иже быть глава и начало общему
житью во всей Белой России и в Литве, созданная обитель…
Лавра Велико зело Святого Богоявления Господня, зовомо Кутейно, юже Воздвиже Боголюбивый иеромонах Иоиль,иже быть Игумен Лавры твоя
(Из «жития» патриарха Никона)
Одними из знаменитых и старейших памятников культуры и архитектуры 17 века не только Орши, но и, пожалуй, всей Беларуси были: Кутеинский Богоявленский мужской монастырь, который был построен в 1623 году и Кутеинский Успенский женский монастырь, построенный в 1631 году. Оба этих монастыря были расположены на живописном месте: недалеко от реки Кутеинки, которая дала название монастырям.
Кутеинка неглубокая и неширокая речушка протяженностью всего 12 км. Предполагают, что свое название речка получила от славянского слова «кут», что означало «бедное жилище». Видимо, издавна здесь селились небогатые люди и место, где было много бедных «кутов», стали называть Куцейна. От поселения получила имя и речка Кутеинка.
Начинается Кутеинка недалеко от деревни Ставры Оршанского района в заболоченном лесу. Далее речушка протекает возле деревни Свистелки, знаменитой тем, что в ней родился Герой Советского Союза пограничник Семен Пустельников. Его имя носит ГУО «Срдняя школа № 5 г.Орши»
Задев восточную окраину Орши, речка Кутеинка впадает в Днепр. Наверное, так бы и осталось она речкой, о которой знали только местные жители, если бы в 17 веке не возник на ее берегах монастырский комплекс из двух православных монастырей. Сегодня в любой белорусской энциклопедии есть сведения о Кутеинских монастырях, о них знает любой любящий историю своей земли белорус. Так маленькая речка дала свое имя знаменитым монастырям и навсегда вошла в историю Беларуси.
Жившие триста лет назад оршанцы берегли Кутеинку. Они построили на реке плотину из речных валунов, скрепив их известковым раствором (и сегодня еще можно заметить это место, где сохранилось несколько валунов, бывших основанием плотины). По плотине мостик для пешеходов. У плотины построили водяную мельницу. Вода вращала жернова. Здесь оршанцы брали воду для питья, рыбачили.
Сегодня от бывшей речки осталось только высохшее русло. Но память о ней навсегда останется в названии монастырей.
Начало истории Кутеинского Богоявленского мужского монастыря - 1620 год. Именно в этом году оршанцы получили от патриарха Феофана грамоту на основание православного монастыря. Государственные документы на его строительство были получены в Варшаве. Их выдали на имя православного магната Богдана Статкевича-Завирского и его жены Елены Соломорецкой. Только учитывая авторитет магната и его богатство, власти дали официальное разрешение на строительство. Основные средства были собраны оршанцами и могилевчанами.
История возведения этого монастыря уникальна.
Этот монастырь уникален тем, что в государстве Речь Посполита, где господствовала католическая религия, был выстроен крупнейший православный монастырь Беларуси. Ему подчинялись все православные монастыри в округе, потому и стал он единственной Лаврой в белорусских землях.
Неохотно давали земли на строительство православных обителей правители-католики. И тогда свои земли под строительство монастыря дал богатый православный человек – Богдан Статкевич. Он дал не только землю, но и часть денег. Остальные средства собирали всем братством православные жители Орши и Могилева. Они очень хотели иметь свой центр духовной культуры. В 1623 году в живописном вековом лесу
Не только внешне поражал собор. О его внутреннем убранстве ходили легенды. Из центральных стволов дерева был сделан шестиярусный – то есть шестиэтажный! – резной иконостас. Плоды, цветы, листья, различные фигуры были выполнены выпуклой резьбой и покрыты позолотой. Среди этой сверкающей золотом резьбы находилось множество икон, написанных кутеинскими монахами-иконописцами. Современники были потрясены красотой иконостаса.
Но не только это поражало в Богоявленском соборе. На стенах его было нарисовано 38 много фигурных композиций на библейские темы. Чтобы только перечислить их, монахам потребовалось исписать четыре листа старинной книги. К сожалению, до сегодняшнего дня сохранилась репродукция только одной картины. Но и по ней можно судить о мастерстве монахов-художников.
Неслучайно, чтобы освятить этот уникальный храм, в 1635 году в монастырь приехал киевский митрополит Петр Могила. Величественный, богато украшенный собор простоял 250 лет и сгорел в 1885 году от удара молнии. Сгоревшие от молнии постройки в те времена не восстанавливали, считая, что они чем-то не угодны Богу…
Оказалось, что под фундаментом собора находилась маленькая пещерная церковь, построенная тоже в виде креста. Она имела название – церковь Воскресения Праведного Лазаря. Эта церковь представляла собой небольшую пещеру с каменным сводом. В церкви имелись две небольшие боковые комнаты для хранения монастырских ценностей и имущества. Вероятно, церковь спасала монахов во время военных действий. В ней прятали казну и наиболее ценные вещи. По подземному ходу монахи могли уйти во время нападения на монастырь воинственных католиков – а такое тоже случалось! К сожалению, пока нет средств для проведения раскопок на месте сохранившихся фундаментов этого величественного строения. Но хочется верить, что с течением времени будет открыта подземная церковь – интересная страничка истории монастыря.
В 30-е года прошлого столетия краеведы-оршанцы собрали сведения, что из этой пещерной церкви в сторону Днепра уходил подземный ход.
Одновременно с собором строились монастырские стены, ограждающие обитель. Высота их была 2.5 метра. Сложенные из кирпича-пальчатки красного цвета. Они затем штукатурились и сверху покрывалось листовым железом. Сегодня небольшой участок стены восстановлен и выглядит так, как в 17 веке. В стене имелось четверо ворот. Главные (парадные) – с северной стороны, с южной – выполняли хозяйственные функции; восточные ворота вели на монастырское кладбище, а западные – к Днепру. Над воротами с северной стороны была построена башня-звонница, сначала деревянная, а затем и каменная. В 1996 г. на этом месте прошли раскопки под руководством археолога из Академии наук Беларуси – Ольги Николаевны Левко. При раскопках был обнаружен ведущий к Днепру подземный ход.
Церковь первого этажа называлась Рождества Христова, а на втором этаже находилась церковь Андрея Первозванного. Только в 1868 году храм перестроили в одноэтажный и переосвятили в Святотроицкий. Но окна в нем напоминают о том, что когда-то храм был двухэтажным: они и сегодня расположены в два яруса. Церковь эта сохранилась и после реставрации является действующей.
В 17 веке кроме храмов было построено здание, где размещались кельи монахов, большая трапезная, мастерские, школа. В несколько перестроенном виде это здание дошло до наших дней. Монастырь был славен не только своими строениями – хотя и сегодня поражают мощные сводчатые арки потолков церкви и трапезной. Главную славу монастырю создали его талантливые мастеровые монахи. Их проживало здесь около 200 человек. Жили они общежитейно, то есть все у них было общим, все делилось поровну. Только ремесла у них были различными. Шесть мастерских работало в монастыре: переписчиков книг, переплетчиков, граверов, чеканщиков, иконописцев и резчиков по дереву. Слава об искусных оршанских монахах разошлась далеко за пределы Беларуси. Русский царь Алексей Михайлович приезжал в 1656 году в Богоявленский монастырь, чтобы увидеть его красоту. Был он поражен талантами оршанских умельцев и забрал с собой в Москву резчиков по дереву Арсения и Герасима, а также гравера Паисия. Там Оршанские монахи работали в Оружейной палате Кремля, украшали царские дворцы и московские церкви.
Из Киева Соболь привез часть печатного оборудования, шрифты, заставки, инициалы. Много не хватало, но недостающее было быстро изготовлено мастеровыми монахами. Как радовались они, что больше не придется им переписывать книги! Уже в 1630 году была напечатана первая оршанская книга – «Брашно духовное». И сразу же книги из Кутеинской типографии заметили. Потому что выделялись они своим художественным оформлением. Монахи-граверы и резчики по дереву помогали Соболю украшать книги выразительными гравюрами с изображениями святых – и что интересно – обычно читающих или пишущих. Они же создавали красивые орнаменты для титульных листов, заставок, концовок. В гравюрах очень часто встречались изображения растений, цветов, животных, характерных для Беларуси. Так же в библейских сюжетах гравюр отражалась любовь художников к родному краю! Кутеинские книжные гравюры были такими искусными, что поучиться у оршанских печатников украшать книги приезжали из других типографий.
Хотя типография работала при монастыре, в ней печатались не только церковные, но и светские книги. Одной из таких книг был знаменитый Кутеинский «Букварь», напечатанный в 1631 году. Давно мечтал Спиридон Соболь создать книгу для белорусских детей, чтобы по ней они учили грамоту и воспитывались в духе христианской морали. Книга была небольшой по размеру, чтобы ею было удобно пользоваться. На ее 80 страницах находился алфавит, были напечатаны правила грамматики, стихи, молитвы, сюжеты. Печатник постарался сделать «Букварь» недорогим и в то же время красивым. Титульный лист был украшен орнаментом, нарядной делала книгу гравюра с изображением Христа, а также красивые заставки и инициалы перед каждым разделом. Ценность этого букваря заключалась в первую очередь в том, что он использовался в братских школах и служил, таким образом, делу пропаганды белорусского языка. Он содержал не только тексты, но и красочные иллюстрации. А еще в то время буквы не только имели свое название, но и определенный смысл. Например, название первых букв тогдашнего славянского алфавита – Аз, буки, веди – звучало в переводе на современный язык так: «Я буквы знаю».
Всего один Кутеинский «Букварь» сохранился до наших дней, он находился в музее города Львова. «Букварь» не сохранился потому, что им активно пользовались не только в Беларуси, но и в России, на Украине и даже за границей. Ведь на сохранившемся «Букваре» есть пометки на немецком и английском языке. Монахи чтут память о замечательном книгопечатнике. По их просьбе молодой витебский скульптор Игорь Голубев создал памятную доску с изображением Спиридона Соболя. Она была установлена в 1998 году на здании Свято-Троицкой церкви.
Военные действия остановили работу Кутеинской типографии: в 1655 году в Иверский монастырь под Новгородом было вывезено типографское оборудование. Позже оно было передано в Московскую типографию, которой руководил Симеон Полоцкий. После отъезда из монастыря части монахов и типографии, он постепенно приходил в упадок и потерял своё значение культурного центра.
Новый удар постиг монастырь в 1812 году. Французские войска разрушили престол в каменной Свято-Духовской церкви, содрали с образов драгоценные серебряные оклады, при отступлении забрали с собой драгоценную церковную утварь, все инструменты, телеги, буквально всю посуду… Существует предание, что донские казаки, когда увидели бедственное положение монастыря, пожертвовали на его восстановление десятки пудов трофейного серебра. Обитель долго не могла оправиться от опустошения.
В конце 18 века монастырь был переведен в разряд заштатных обителей. С того времени он стал известен в Орше как Загородный и был приписан в 1842 году к Покровскому (ранее базилианскому) женскому монастырю.
Но жизнь в древнем Кутейно не остановилась. В 1874 г. здесь было основано одноклассное училище, где образованные монахи обучали детей бедного населения Орши и окрестных деревень. Больные еще долго пользовались услугами существующей при монастыре аптеке.
В 1904 году, с приездом из Киева нового игумена Валентина «с необходимым числом братии», делались попытки активизировать деятельность монастыря, было заведено «образцовое лесное хозяйство, садоводство, пасека и обучение ремеслам – столярному, малярному, портновскому и сапожному».
Православная жизнь в монастыре была полностью уничтожена в 30-х годах безбожного столетия. На базе монастыря было создано «Товарищество по совместной обработке земли», но у новых хозяев образцовые лесное и полевое хозяйства вскоре пришли в упадок. Разрушались сами и растаскивались на кирпичи монастырские постройки. Под склад приспособили Свято-Троицкую церковь, а когда ее кровля обвалилась, так и бросили в руинах.
Лишь в 80-х годах прошлого века началось возрождение этого православного монастыря. В сохранившихся монастырских кельях поселились монахи и послушники, начала действовать отреставрированная Свято-Троицкая церковь, заработали кутеинские мастерские, где оршанские мастера пишут и вышивают иконы, чеканщики изготавливают изящные оклады к ним, а резчики по дереву режут церковную мебель, киоты и богато украшенные иконостасы. Также была возведена колокольня.
КУЦЕІНСКІ БОГАЯУЛЕНСКІ МУЖСКІ МАНАСТЫР.