Будьте, мамы, добры, справедливы.
Пусть с ресниц у ребенка не капнет слеза,
А душа станет самой счастливой.
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества.
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье. Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легкого телесного повреждения со стороны членов семьи и близких.
В первый день весны в государственном учреждении образования «Средняя школа № 13 г. Орши» состоялось районное родительское собрание на тему «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей». На собрание были приглашены родители, в семьях которых воспитываются несовершеннолетние дети, а сами родители склонны к употреблению спиртных напитков, асоциальному поведению.
Диалог с родителями вели представители Оршанского районного отдела образования, спорта и туризма, методист сектора социальной и воспитательной работы Жарковская Е.А., заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Оршанского райисполкома Прокофьева А.А., заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации ГУ «ТЦСОН» Салтанова Т.В., психолог центра «Надежда» Гуминская С.Л.
Родителям в доступной форме было разъяснено, что дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Самое обидное, что решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того, очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать, как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.
Проблема, которая разрушает семью изнутри – это конфликты и совершаемое на их почве насилие.
Насилие над личностью это всегда тяжёлое испытание, особенно если оно исходит со стороны близкого человека.
Если Вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, сообщите данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.
Рекомендации родителям
1. Прислушайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство
2. Принимайте решения совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняться тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
6. Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, в чём трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?
Заместитель директора
по воспитательной работе СШ № 13 Кудрявцева Е.В.