Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Чтобы пройти путь от маленьких «почемучек» до серьёзных исследований необходимо немало времени, терпения и стараний учителей, родителей и самих ребят. Известно, что умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Происходит это и в процессе выбора тематики экологического исследования, постановки задач, фиксации и предварительной обработки данных, выдвижения и проверки гипотез, оформления результатов работы и их грамотного представления на конференции.
Финал районного конкурса исследовательских работ учащихся по экологии и биологии прошёл на открытой учебно-исследовательской конференции «Поиск, эксперимент, открытия» в Оршанском районном эколого-биологическом центре детей и молодёжи. Из представленных на конкурс 11 исследований к защите на конференции было допущено 6 работ учащихся средних школ № № 3 ,5, 8, 14, 17 и 21 г.Орши.
Что же исследовали учащиеся? Это качество употребляемой воды, численность птиц в городе, образование оврагов, экологическое состояние Оршанщины.
Объектом исследования Ткачёвой Арины и её сверстников из средней школы № 3 стал овраг в лесном массиве Грязиловка. Вместе с учителем географии Хароща Ириной Леонидовной, юные экологи тщательно изучили причину образования оврага – водную эрозию почвы колеи, возникшей от колес мощных лесовозов. Колея превратилась в русло временного водотока после таяния снега и выпадения дождей. Была дана оценка динамики роста оврага. И чтобы предотвратить его дальнейшее расширение, совместно со специалистами лесхоза была проведена акция по посадке молодых сосен по склонам оврага.
В средней школе № 8 Астраух Ксения под руководством учителя биологии Шаститко Елены Леонидовны обратила внимание на серую куропатку. Со слов местных жителей, эта птица давно уже обитает возле р. Кутеинка. В отдельные годы, при массовом размножении, куропатки совершали набеги на приусадебные участки и склёвывали ягоды. Птицам приходится тяжело в зимнее время. Они находят корм на огородах, раскапывая снег. В своей работе Ксения Астраух установила границы обитания куропатки, проанализировала её численность за 2 последних года.
Выявлением геопатогенных зон и исследованием способности организма подростков адаптироваться к их воздействию занимались учащиеся средней школы № 5 Руммо Юлия и Шуминская Александра. Ребята вместе с учителем физики Камионко Еленой Владимировной провели серьёзный научный анализ Интернет-ресурсов, литературы по проблеме геопатогенеза. Определили расположение геопатогенных зон в кабинете биологии, выяснили, как они влияют на здоровье учащихся.
Качество водных ресурсов микрорайона ”Западная“ г. Орши изучали учащиеся средней школы № 14 Жарикова Мария и Лучко Ксения под руководством Власовой Екатерины Михайловны. В лаборатории определялся химический и бактериологический состав вод наземных и подземных источников на предмет возможности их использования населением. Источники водоснабжения были нанесены на карту. Оказалось, что вода р. Адровка и карьера Щетинка без специальной очистки для употребления в пищу не годится. Единственный источник качественной питьевой воды в г.Барани – это артезианские скважины. Вода от них до потребителя проходит через станцию обезжелезивания.
”Водной“ теме была посвящена и работа, выполненная учащимися средней школы № 21 Алишкевич Николаем и Аникович Натальей под руководством Винниковой Светланы Григорьевны. В отличие от предыдущей работы, юные экологи изучали уровень загрязненности р. Оршица по обитающим в ней мелким водным насекомым - зообентосу. Оказалось, что чем больше этих ”чутких“ организмов в реке, тем вода в ней чище.
Оценить в целом экологическое состояние Оршанщины решили девятиклассники средней школы № 17 Бакунович Константин и Кукса Алексей под руководством Курчева Антона Андреевича. Были изучены особенности и хозяйственное использование природных ресурсов, степень антропогенного воздействия на природные комплексы Оршанщины. По результатам исследований была составлена карта геоэкологической оценки окружающей среды Оршанщины.
По итогам конференции авторы лучших работ будут представлять Оршанский район на областном конкурсе на лучшую исследовательскую работу.
На фото: победители районной учебно-исследовательской конференции «Поиск, эксперимент, открытия».