Мы знаем, что театры бывают разные: классические, драматические, балетные, театр военных действий и даже экологический.
Экологический театр или попросту «экотеатр» - это один из способов привлечения внимания общественности к экологическим проблемам региона, страны или даже всей планеты Земля! Основная задача – показать зрителю необходимость воспитания у детей экологической культуры. Ведь нельзя мириться с ситуацией, когда детей в учреждениях образования учат бережно относиться к природе, а например, во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически не грамотное поведение взрослых.
Экотеатр - это сплоченный коллектив юных актеров, постановщиков, сценаристов и просто талантливых людей, которые заставляют задуматься зрителя «А что я сделал для природы экологии своего города, улицы, дома, двора, как его житель?». Для лучшего представления необходимы актеры, способные передать всю суть данной им ситуации, и не только передать суть, но и прожить всю историю. Юные актеры подбираются по определенным нужным параметрам, представленным в сценарии. Параллельно с репетиционным процессом идет процесс создания декораций и костюмов. Костюмы создаются как учащимися-актерами, так и руками творческого педагогического коллектива. Сквозь тропы проб и ошибок, иногда даже не единожды изменив сценарий, сквозь нервы и слёзы, долгие репетиции все приходят к тому самому волнительному моменту – моменту премьеры. Актеры волнуются, постановщики вдвойне. Смогут ли понять зрители то, что хотел рассказать сценарист? Смогут ли актеры сыграть так, чтобы зритель поверил ему? Вот звучат первые аккорды и переборов волнение актеры выходят на сцену...
Предоставленные в Оршанский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи видеоматериалы выступлений от ГУО СШ №№ 2, 4, 9,11,16, 19, гимназии № 1, гимназии г.Барани, «Яковлевичского детского сада - средней школы, Бабиничской СШ, Смольянской СШ. помогли оценить сценографию экотеатров, агитбригад, театров мод. Всего -115 участников! Повысился качественный уровень использования видео сопровождения. Многие театральные коллективы выступали перед классом, родителями, школой.
Выступления большинства творческих коллективов стали более динамичными за счет применения новых сценографических решений. Остаются популярными элементы классической пантомимы. Все это свидетельствует о профессиональной работе педагогов по формированию нравственных ценностей и созданию ситуации успеха для каждого участника театрализованного действия. Повышается уровень культуры поведения на сцене, осознанность сценического движения, понимание существующих экологических проблем. Так, в творческой работе «Собака Пёс» (ГУО СШ № 2 г., руководитель Киселёва Г.У.) поднимается проблема брошенных собак. Пронзительность выступления достигается различными театральными приемами, метким сценическим словом, пластическим движением, контрастностью костюмов и атрибутов, глубокой осознанностью экологической проблемы участниками выступления. Конечно, радикального решения этого вопроса дети найти пока не могут, как, впрочем, и взрослые. Но уже то, что эта проблема не оставляет их равнодушными, даёт нам надежду на то, что когда-нибудь на улицах города мы не увидим несчастных голодных собак и исхудавших кошек с немым упреком в глазах.
Проблема накопления мусора поднимается в постановках «Сказка о Хламище» Бабиничской средней школы; «Планета цветов» ГУО СШ № 19 г. (руководитель Никитинская Л.А.). Загрязнение воды - в спектакле Смольянской СШ «Рождение» (руководитель Прокопенко С.А.)
Радует то, что в агитбригадах гимназии № 1, средней школы № 9, средней школы № 16 ребята находят все новые средства выражения своих экологических забот, красочно и музыкально оформляют свои выступления, проявляя недюжинные актерские способности и певческие данные.
По итогам оценки представленных постановок жюри в составе специалистов отдела образования, эколого-биологического центра приняло решение отметить следующие коллективы.
В номинации «Экологический спектакль»:
Диплом I степени:
- ГУО «Средняя школа № 2 г.Орши», «Собака Пёс» , руководитель
Киселёва Г.У.
- ГУО «Средняя школа № 19 г.Орши», «Планета цветов»,
рук. Никитинская Л.А.
Диплом II степени:
- ГУО «Бабиничская средняя школа Оршанского района», «Сказка о Хламище».
- ГУО «Смольянская средняя школа Оршанского района» «Рождение»
руководитель Прокопенко С.А.
Номинация «Агитбригада»:
Диплом II степени:
- ГУО «Гимназия № 1 г.Орши, «Экологическая агитбригада».
- ГУО «Средняя школа № 16 г.Орши», «Эко-сигнал», руководитель
ШабадроваН.М.
Диплом III степени:
- ГУО «Средняя школа № 9 г.Орши», «Охранники природы»,
руководитель Карась Л.Я.
Номинация «Театр флористических мод»
Диплом II степени:
- ГУО «Гимназия № 1 г.Орши.
Таким образом, юные артисты вместе с педагогами получают возможность призвать широкие слои населения бережно относиться к нашим лесам, рекам, лугам, не мусорить на них, не допускать пожаров, не браконьерствовать. И чем больше людей пройдет через такие конкурсы, тем лучше будет отношение нашего народа к дикой природе.