30 октября 2015 года на базе ГУО «Средняя школа № 3г. Орши» состоялся семинар-практикум районных методических объединений учителей-дефектологов интегрированных структур и пунктов коррекционно-педагогической помощи по теме «На пути от интеграции к инклюзии».
Актуальность развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития обусловлена готовящимся присоединением Республика Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Целью проведения семинара стало повышение профессиональной компетенции учителей-дефектологов в вопросах инклюзивного образования.
Семинар открыла руководитель районного методического объединения учителей-дефектологов Зеликова Т. В., которая рассказала об инклюзивном образовании, его преимуществах и подходах, а также познакомила с Концепцией развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Одной из задач инклюзивного образования является формирование толерантности у всех участников образовательного процесса. О том, как формировать толерантное отношение к детям с особенностями психофизического развития рассказала А. А. Лунькова, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №3 г. Орши», участники семинара получили возможность на практике себя почувствовать в роли человека с особенностями психофизического развития, а так же при помощи теста, определить свой уровень талерантности.
С историей развития инклюзивного образования участников семинара познакомила руководитель районного методического объединения учителей-дефектологов ПКПП Т. В. Хозраткулова, а так же она рассмотрела вопрос о необходимости оптимизации сети специального образования.
Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.
Таким образом, при инклюзивном образовании образовательный процесс организуется так, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей и способностей, включаются в общую образовательную систему, учитывающую их особые образовательные потребности и оказывающую им необходимую поддержку.