13.01.2015 в Крапивенской яслях-саду - средней школе Оршанского района прошло второе занятие ресурсного центра «Организация работы по агроэкологическому воспитанию и обучению» по теме «Экологизация предметов гуманитарного цикла».
По нашей давней традиции, любое дело, а уж тем более приём гостей в школе и обмен очень интересным и полезным опытом, мы готовим коллективно и креативно!
Второе занятие ресурсного центра не стало исключением. Проанализировав посещённые за время работы в школе коллективные обучающие мероприятия в других учебных заведениях, обобщив имеющийся опыт, мы решили – будем не только обучать и делиться наработками, но и удивлять! Оригинальным должно быть всё: и тема, и форма занятия, и предложенные нашим гостям виды практических заданий. А для создания определенной интриги мы решили внести в название занятия дополнение - «Экология +»…
Рабочее заседание открыла завуч школы И.Н.Филиппович с яркой, красочной и весёлой презентацией «Краткое содержание предыдущей серии», во время которой гостям было представлена полная наглядная информация в стихотворной форме о первом занятии ресурсного центра «Экологическая направленность воспитательного процесса». «Краткое содержание предыдущей серии» настолько впечатлило участников второго занятия, что они не только получили полное представление о первом занятии, но и сожалели, что не удалось побывать на нём.
Далее выступила руководитель школьного методического объединения преподавателей предметов гуманитарного цикла Н.А. Морозова с презентацией «Экологизация предметов гуманитарного цикла», в которой подробно была продемонстрирована большая работа по обучению и воспитанию экологически грамотных маленьких граждан Беларуси на уроках истории, иностранных языков, русского и белорусского языка и литературы, начиная с первого класса и заканчивая выпускными. Особое внимание гостей было обращено на использование информационных технологий, проектного метода обучения и проведение научно-исследовательских работ в рамках экологизации предметов гуманитарного цикла.
А потом начался урок... Учениками на нём стали гости.
Форма проведения урока была выбрана в соответствии с необычностью занятия – это был мультиинтегрированный экоурок, на котором была представлена экологизация предметов гуманитарного цикла на всех этапах урока.
А начался урок с этапа формулирования новой темы, который представила учитель начальных классов Л.В. Лабусова. «Дети» разгадали кроссворд «Месяцы года», узнали, что тема урока «Картофель» и познакомились с главной героиней предстоящего занятия – красавицей Картошечкой. Всем были розданы красочные корзинки для последующего сбора «урожая», количество которого зависело от степени и результата участия в уроке.
Следующим этапом занятия было целеполагание и фрагмент урока белорусской литературы, проведённый учителем белорусского языка и литературы Н.А. Воробьёвой. Разгадав белорусские загадки о картошке, получив за труд картофелинки в свои корзинки, гости сформулировали цели и задачи урока. Как и начальный этап, целеполагание также сопровождалось яркой презентацией на мультимедиа экране.
Далее «ученики» перешли к этапу актуализации знаний, во время которого к нам на урок пожаловал….Христофор Колумб! Да-да, тот самый, кто много веков тому назад открыл Америку и привёз в Европу картофель. А в качестве знаменитого путешественника выступил учитель истории Ю.Я. Фирсов. Он так живописно и занимательно рассказал об истории появления картошки на наших столах и прочитал узелковое письмо туземного вождя, что покорил сердца присутствующих дам! Несомненно, педагог ещё больше подогрел интерес гостей к теме и уроку в целом.
Следующим этапом урока было объяснение нового материала и фрагмент урока белорусского языка на тему «Прыметнік як часціна мовы», проведённый учителем белорусского языка и литературы Н.А. Морозовой. Казалось бы, ну что такого интересного может быть в сугубо филологической теме? Но мы не просто изучали данную часть речи! Гостям была предоставлена уникальная возможность приготовить традиционное и самое популярное блюдо белорусской кухни в рамках мини-проекта «Смачныя дранікі». А во время процесса «готовки» для наших «гаспадынек» звучала задорная и патриотичная песня «Бульба – гэта клас!»
После старательной работы гости смогли отдохнуть на экологической физкультминутке иностранного языка, которую провели преподаватели английского и немецкого языков Н.Ф. Русских и М.В. Румянцева С отличным настроением гости выполняли задания на иностранном языке, совмещённые с физическими упражнениями.
Далее учитель русского языка и литературы Т.В. Зинкович учила наших «детей», как составлять интеллект-карту на этапе систематизации знаний урока русского языка. Участники занятия на отдельных картах смогли обобщить и систематизировать полученные за урок знания.
Этап рефлексии с гостями провела учитель начальных классов Л.Н. Снежинская. «Ученики» не только составили интересные синквейны, но и разукрасили портреты картофеля в яркие цвета, соответствующие настроению на уроке.
И закончился наш урок традиционным этапом выставления отметок и определением задания на дом, проведённым учителем начальных классов Л.В. Лабусовой. Гости, в зависимости от наполненности корзинок картошкой, познакомились с сортами картофеля, выращиваемыми в Беларуси, и получили дифференцированное домашнее задание.
В конце урока все присутствующие встали в экологический круг, взялись за руки и передавали друг другу эстафету тепла и заботы о родной земле.
Нужно отметить, что абсолютно каждый этап урока сопровождало прекрасное настроение, шутки и улыбки всех участников. Тепло своих сердец, самые добрые пожелания, искреннее желание ещё раз посетить нашу школу гости выразили в записях на стилизованных картофелинах, которые потом прикрепили к самой большой и красочной корзине на стене класса. Эта корзина и стала фоном для общего фото.
Мы все остались очень и очень довольны нашим плодотворным творческим трудом и с нетерпением ожидаем новых встреч на занятиях ресурсного центра, к которым будем готовиться с ещё большим энтузиазмом и креативом!
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Морозова Н.А.